Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения

Страница 2

Психологи экспериментально установили, что в нашей памяти одновременно может храниться не более 7 понятий, точнее, 7 ± 2 для большинства людей, 7 ± 4 - если говорить практически обо всём человечестве [40]. Таким образом, можно успешно управлять максимум девятью — одиннадцатью объектами.

Малая численность обучаемых в группе — давнее требование, так, «совместная физическая работа, по Хаксли, не нивелирует личность, если объединяет не более 30 человек; совместная учебная деятельность - при количестве обучающихся от 8 до 15. Однако реальные группы общения должны быть ещё меньше - от двух до семи человек. Здесь и лежат многочисленные проблемы.

Одна из них связана с комплектованием групп. «В случае, когда задача решается группой индивидов, между ними распределяются части единого процесса и средства, а также возникают дополнительные знаковые средства, обеспечивающие коммуникацию между участниками деятельности, и появляются промежуточные продукты [98, c.139-142]

Группа, даже кратковременная, — не формальное объединение, а гораздо более сложное и неоднозначно понимаемое образование: «критико-аналитическая способность группы (команды) и системная организация групповой работы являются не внешней (второстепенной) формой межличностных отношений между людьми, а способом взаимопонимания партнёров и конструирования самого объекта их деятельности.

Более того, главный вопрос любого исследования в небольших группах (или парах) состоит в том, чтобы соединить субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, или инструментальные и коммуникативные аспекты деятельности [32, c. 36].

Исследователями выделены пока лишь довольно очевидные и интуитивно ясные «характеристики совместного научения:

1. Общие учебные задания.

2. Взаимодействие «лицом к лицу».

3. Позитивная взаимозависимость.

4. Сотрудничество в группе.

5. Индивидуальная подотчётность и ответственность[19, c 97-103].

Главное в групповой деятельности — не объективная эффективность группы как решателя задачи, а её субъективная эффективность для развития участников.

В этом случае «социокогнитивный конфликт может особым образом включить ребёнка в ситуацию, потому что очевидная когнитивная проблема, с которой он сталкивается, несёт следы социальной регуляции. Поиск межличностного консенсуса утверждает такую регуляцию, также как и признание (на когнитивном уровне) асимметричных и симметричных отношений между двумя и более участниками взаимодействия.[32, c 39]

Эффективность внутригруппового процесса зависит от множества факторов, не все из которых сегодня даже известны. Например, «в ходе одного из специально организованных экспериментов была выявлена чёткая зависимость между степенью взаимной авторитетности старшеклассников, участвующих в совместной учебной деятельности, и её продуктивностью.

Оказалось, что авторитетный партнёр повышает учебную активность одноклассника, если последний, в свою очередь, считает себя значимым в его глазах. Интересно, что подобная закономерность прослеживается даже в том случае, когда реально этот учащийся нереферентен для авторитетного в его глазах партнёра. В то же время авторитетный партнёр несущественно повышает, а порой и вообще не стимулирует учебную активность одноклассника, если последний считает себя незначимым в его глазах. При этом подобная ситуация не меняется и в том случае, когда реально этот учащийся референтен для авторитетного в его глазах партнёра.

Сама по себе «совместная работа ещё недостаточна для автоматического обеспечения наилучшего решения когнитивной задачи. Чтобы достичь успеха, нужно обеспечить условия.

Отмеченные положения показывают, насколько актуальными являются научно-педагогическая разработка и освещение вопросов, связанных с групповой деятельностью учащихся в процессе овладения знаниями и организацией учебной работы, а современных педагогических и методологических разработок по данной теме мало.

Косвенным подтверждением целесообразности использования технологии группообразования в процессе обучения является сравнительно широкое её распространение в школах развитых стран (США, Англии, Швеции, ФРГ, Франции. В частных учебных заведениях элитарного типа обучение ведется в основном в малых группах, так как каждый класс — это реальная малая группа, но в этой малой группе занятия ведет не ученик — бригадир или консультант, а высококвалифицированный педагог-специалист.

Исследования М. Д. Виноградовой, И. Б. Первина, Х.Й Лийметс. , В. А. Синицкой подтверждают, что правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности [9; 51;73].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Приемы и средства активизации познавательной деятельности в педагогическом процессе
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности учителя используют в своей работе различные приемы и средства активизации познавательной деятельности учащихся. Изучению воспитательных средств отводится мало места в педагогической литературе потому что, во-первых, тем что ведут анализ это ...

Анализ опыта в реализации проекта спортивная школьная команда
В исследовании С.И. Филимоновой были собраны сведения о 250 школьниках г. Москвы школы № 110 (школа имеет статус спортивной) и школы № 789 (общеобразовательная школа). Данные об отношении школьников к физической культуре, показателях и типах самореализации личности были получены с помощью анкетного ...

Методы, формы и средства изучения раздела
Успешной реализации задач курса способствует использование учителями разнообразных методов и форм обучения. Методы обучения. Методы обучения подразделяются на две взаимосвязанные группы: объяснительно-иллюстративные, предполагающие словесный характер передачи школьникам знаний (беседа, рассказ, объ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru