Выявлено, что эта организация способствует формированию ответственного отношения к учебе, учащиеся, длительно работавшие в учебных звеньях, в большинстве своем проявляют коллективистскую направленность.
В свою очередь, деятельность детей на уроке приобретает характер активных субъект-субъект-объектных отношений (X. И. Лийметс).
Среди современных разработок проблемы группообразования в процессе обучения можно выделить технологию коллективного обучения В. К. Дьяченко, адаптивную система обучения А. С. Границкой, систему Р. А. Утеевой.
В каждой из технологий есть свои достижения: тонкое построение типологии групп и коллективной деятельности у Р. А. Утеевой, точное управление развитием в адаптивной системе обучения и коллективной системе обучения, непрерывный мониторинг успешности и движения учащихся в адаптивной системе обучения. Общая черта этих образовательных технологий — использование уроков в форме практикума, когда весь класс делится на группы, которые обмениваются заданиями в определённой последовательности и обязательно отчитываются о проделанной работе. [21]
В теории педагогики групповые формы работы разделяются на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые, дифференцированно-групповые.
Звеньевые формы учебной работы представляют организацию учебной деятельности относительно постоянных малых групп учащихся, управляемых их лидерами. Бригадные формы учебной работы представляют организацию учебной деятельности специально сформированных временных групп учащихся для выполнения определенных заданий.
Разнообразные способы звеньевых форм учебной работы рассматривает М. Н. Скаткин, считая, что их можно применять на разных этапах уроков [71, с. 238—241]. Звеньевая форма предполагает включение группы учащихся в совместное планирование работы, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Эта форма предполагает работу учащихся над едиными заданиями. Темп работы зависит от состава групп.
Звеньевая форма работы позволяет ученикам всесторонне рассматривать материал, сопоставляя разные точки зрения, вычленять наиболее существенное, полнее аргументировать выводимые закономерности.
Этот эффект достигается в гетерогенных группах. В этих группах ученики, обладая разным уровнем обучаемости, потребностей, интересов и учебной работоспособности, дополняют друг друга. Один проявляет повышенный интерес к теоретическим обобщениям, другой обладает совокупностью практических умений, третий наиболее критичен, задает вопросы, заставляет обосновывать каждое положение. Это обстоятельство сказывается положительно на всестороннем рассмотрении изучаемых понятий [50, 52].
Отдельных исследователей беспокоит, что на уроке ученик — «одиночка, изолированно от других воспринимающий, перерабатывающий и усваивающий учебный материал. Его усилия проявляются параллельно усилиям других учеников, почти не перекрещиваясь. Результаты этих усилий и их оценка касаются лишь учителя и ученика», — пишет Л. А. Левшин [43, с. 184]. Звеньевая форма обучения ставит учащегося в положение равноправного члена коллектива, которому товарищи оказывают поддержку, помогают полнее осознать, уяснить учебный материал и свободно оперировать знаниями.
Организация звеньевой работы возможна на различных этапах учебного занятия.
Особенно часто звеньевая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков учащихся. После фронтального закрепления учебного материала ученикам предлагают совместно делать упражнения, решать примеры, задачи. В процессе выполнения работы, решения задач они совещаются друг с другом, выбирают оптимальные варианты.
Оправдывает себя звеньевая форма работы при повторении ранее изученного материала. Звеньевая форма организации обучения, способствует повышению активности учеников, так как дает, возможность каждому передать информацию, которую он извлек из источников знаний. Если из четырех учеников, работающих в звене, двое узнали что-то новое, они обогатят этой информацией всех.
Так повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания, Звеньевая форма повышает активность каждого ученика в различных видах учебной деятельности. Учащиеся, работая в звеньях, свободнее выражают свои мысли, смелее выясняют у своих товарищей непонятное.
При этой работе создаются более комфортные условия для активной деятельности слабого ученика. Он получает больше возможностей, чем при фронтальной работе, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем, чаще высказывается, повышается его учебная активность, позволяющая успешнее формировать знания, умения и навыки.
Подробно о педагогике:
Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего
дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одной из основных задач нравственного восп ...
Позиция педагога в образовательной работе по методическим письмам 20-30-х
годов ХХ века
С начала 20-х годов, как отмечается в историко-педагогической литературе того периода, важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой советского народа над силами контрреволюции, было восстановление разрушенного народного хозяйства. Все материальные средства были мобилизованы на построение эко ...
Фортепианное творчество Яна Сибелиуса
Выдающийся финский композитор Ян Сибелиус еще при жизни возведенный соотечественниками в ранг классика финской музыки и своего рода национального героя, известен широким кругам отечественных любителей искусства и музыкантам-профессионалам главным образом как автор монументальных симфонических полот ...