Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Теоретические аспекты организации групповой работы школьников в процессе обучения

Страница 5

Оптимальное применение кооперированно-групповой формы обучения вносит разнообразие в учебный процесс, оживляет его и способствует эффективной реализации воспитательной функции обучения.

Особой разновидностью групповой формы обучения является дифференцированно-групповая работа. Она предполагает организацию работы групп учащихся с равными учебными возможностями.

А. А. Бударный в основу классификации учеников по группам берет два критерия: 1) уровень развития способностей к учению и 2) работоспособность

В первом критерии он подразумевает степень общего интеллектуального развития, запас знаний, наличие системы в знаниях, богатство словарного запаса, владение рациональными приемами учения. Работоспособность он трактует широко: «Высота работоспособности определяется психофизиологическими возможностями учащихся, их желанием и умением учиться» [8, с. 72].

И. Э. Унт выделяет 7 критериев: обученность, обучаемость, умение самостоятельно работать, умение читать с пониманием и нужной скоростью текст, специальные способности, познавательный интерес, отношение к труду [78].

Е. С. Рабунский для классификации учащихся по группам на основе факторного анализа выделяет три критерия: уровень успеваемости учащегося; уровень познавательной самостоятельности; интересы. Второй критерий он толкует весьма расширительно, в познавательную самостоятельность включает способность к учению (обучаемость), организованность в учении [67, с. 58].

Рассмотрим дифференцированно-групповую форму работы в разных звеньях процесса обучения.

При формировании знаний дифференцированно-групповая работа должна сочетаться с фронтальной работой. Работа организуется следующим образом.

Учитель излагает материал всему классу, затем использует дифференцированно-групповую форму организации учебной работы: ученики первой и второй групп работают с другими источниками знаний, а учащиеся третьей и четвёртой групп разбирают материал вторично с учителем, уточняя отдельные моменты, еще раз аргументируя основные идеи рассматриваемого учебного материала, отвечают на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания.

Ученики первой и второй групп, отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания. Работа над дополнительными источниками обогащает их, эффективно способствует формированию новых знаний, умений. Так строится изучение нового материала на сочетании двух форм учебной работы: фронтальной и дифференцированно-групповой.

Организация учебной работы с учетом учебных возможностей способствует интеллектуальному развитию учащихся. При этой работе все испытывают моральное удовлетворение от сделанного. Это создает лучший эмоциональный настрой, вызывая у учеников радость переживания за свои успехи. Перед каждым учащимся раскрывается возможность проявить себя при выполнении сложных заданий. Это превращается в своеобразный стимул в учебной деятельности. Эта форма учебной работы усложняет руководство деятельностью учащихся. Она требует от учителя тщательного изучения индивидуальных особенностей учеников, правильного определения их учебных возможностей.

Надо заметить, что школьники, справляющиеся с оригинальными задачами, при решении большой серии простейших задач чаще допускают ошибки. Это объясняется тем, что решение задач превращается в механическую работу, не стимулирующую развитие мышления. Это и должно настораживать педагога при определении типов учебных задач разным учащимся.

Главная опасность — в занижении реальных учебных возможностей ученика. Это обязывает учителя внимательно анализировать работу каждого школьника, замечать малейшие продвижения в его развитии, обучаемости.

Дифференцированно-групповое обучение предполагает такое планирование учебной деятельности разных типологических групп, при котором задания для учащихся разных групп отличаются не объемом, а типом конструкции. Это обязывает учителя тщательно подбирать учебные задачи и планировать работу учеников в соответствующем темпе.

При проверке выполнения домашнего задания также следует прибегать к дифференцированно-групповым формам учебной работы. Ученики 1-й и 2-й групп выполняют упражнения, решают задачи, примеры того же типа, а 3-й и 4-й групп объясняют ход решения задачи, способы выполнения упражнения.

Дифференцированно-групповая форма содействует повышению уровня продуктивной, деятельности каждого учащегося. При этой форме организации каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. Это важно и в воспитательном отношении: нет скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. Ритмично работая, учащиеся развивают учебную работоспособность, формируют трудолюбие. Такая повседневная деятельность вырабатывает у школьников соответствующий стиль работы, приучает ценить время, рационально его использовать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

Отражение нормативных документов в деятельности детского сада Е.И. Тихеевой
Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая оп ...

История развития правового просвещения
Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал, что воспитать личность сложно, но главное - надо помочь ...

Образно-ассоциативный подход к проектированию костюма
Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно знать, как происходит придумывание и фантазирование и каким образом достигается результат. Под влиянием окружающей действительности у художника возникает некоторая идея ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru