Оптимальное применение кооперированно-групповой формы обучения вносит разнообразие в учебный процесс, оживляет его и способствует эффективной реализации воспитательной функции обучения.
Особой разновидностью групповой формы обучения является дифференцированно-групповая работа. Она предполагает организацию работы групп учащихся с равными учебными возможностями.
А. А. Бударный в основу классификации учеников по группам берет два критерия: 1) уровень развития способностей к учению и 2) работоспособность
В первом критерии он подразумевает степень общего интеллектуального развития, запас знаний, наличие системы в знаниях, богатство словарного запаса, владение рациональными приемами учения. Работоспособность он трактует широко: «Высота работоспособности определяется психофизиологическими возможностями учащихся, их желанием и умением учиться» [8, с. 72].
И. Э. Унт выделяет 7 критериев: обученность, обучаемость, умение самостоятельно работать, умение читать с пониманием и нужной скоростью текст, специальные способности, познавательный интерес, отношение к труду [78].
Е. С. Рабунский для классификации учащихся по группам на основе факторного анализа выделяет три критерия: уровень успеваемости учащегося; уровень познавательной самостоятельности; интересы. Второй критерий он толкует весьма расширительно, в познавательную самостоятельность включает способность к учению (обучаемость), организованность в учении [67, с. 58].
Рассмотрим дифференцированно-групповую форму работы в разных звеньях процесса обучения.
При формировании знаний дифференцированно-групповая работа должна сочетаться с фронтальной работой. Работа организуется следующим образом.
Учитель излагает материал всему классу, затем использует дифференцированно-групповую форму организации учебной работы: ученики первой и второй групп работают с другими источниками знаний, а учащиеся третьей и четвёртой групп разбирают материал вторично с учителем, уточняя отдельные моменты, еще раз аргументируя основные идеи рассматриваемого учебного материала, отвечают на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания.
Ученики первой и второй групп, отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания. Работа над дополнительными источниками обогащает их, эффективно способствует формированию новых знаний, умений. Так строится изучение нового материала на сочетании двух форм учебной работы: фронтальной и дифференцированно-групповой.
Организация учебной работы с учетом учебных возможностей способствует интеллектуальному развитию учащихся. При этой работе все испытывают моральное удовлетворение от сделанного. Это создает лучший эмоциональный настрой, вызывая у учеников радость переживания за свои успехи. Перед каждым учащимся раскрывается возможность проявить себя при выполнении сложных заданий. Это превращается в своеобразный стимул в учебной деятельности. Эта форма учебной работы усложняет руководство деятельностью учащихся. Она требует от учителя тщательного изучения индивидуальных особенностей учеников, правильного определения их учебных возможностей.
Надо заметить, что школьники, справляющиеся с оригинальными задачами, при решении большой серии простейших задач чаще допускают ошибки. Это объясняется тем, что решение задач превращается в механическую работу, не стимулирующую развитие мышления. Это и должно настораживать педагога при определении типов учебных задач разным учащимся.
Главная опасность — в занижении реальных учебных возможностей ученика. Это обязывает учителя внимательно анализировать работу каждого школьника, замечать малейшие продвижения в его развитии, обучаемости.
Дифференцированно-групповое обучение предполагает такое планирование учебной деятельности разных типологических групп, при котором задания для учащихся разных групп отличаются не объемом, а типом конструкции. Это обязывает учителя тщательно подбирать учебные задачи и планировать работу учеников в соответствующем темпе.
При проверке выполнения домашнего задания также следует прибегать к дифференцированно-групповым формам учебной работы. Ученики 1-й и 2-й групп выполняют упражнения, решают задачи, примеры того же типа, а 3-й и 4-й групп объясняют ход решения задачи, способы выполнения упражнения.
Дифференцированно-групповая форма содействует повышению уровня продуктивной, деятельности каждого учащегося. При этой форме организации каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. Это важно и в воспитательном отношении: нет скучающих учеников, которым нечего делать на уроке. Ритмично работая, учащиеся развивают учебную работоспособность, формируют трудолюбие. Такая повседневная деятельность вырабатывает у школьников соответствующий стиль работы, приучает ценить время, рационально его использовать.
Подробно о педагогике:
Средства повышения эффективности изучения краеведческого материала
В настоящее время значительное распространение в школе получили факультативы и кружки по краеведению. В них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся к самостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных материалов, местных архивов ...
Возрастные особенности личности
Учет возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский педагог Ян Амос Коменск ...
Отражение нормативных документов в деятельности детского сада Е.И. Тихеевой
Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая оп ...