Особенности развития образной речи детей пяти-шести лет

Страница 3

Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная. Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – "опредмечивающий" и "включение". Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а в последствии может включить его в определенную речевую ситуацию (21,С.128).

В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании.

Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. В педагогической литературе имеется ряд исследований, посвященных анализу выбранной нами проблемы (О.С. Ушакова, О.Н. Сомкова, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина), но специальных исследований по особенностям образной речи детей пяти-шести лет нет, что еще раз доказывает актуальность данной проблемы. Но несмотря на это в процессе анализа исследований, посвященных развитию речи детей дошкольного возраста, нам удалось выделить особенности образной речи детей пяти-шести лет:

- наличие представлений у детей о средствах выразительности;

- умение детей понимать выразительность речи;

- понимание детьми смыслового богатства слова;

- понимание смысловой близости и различия однокоренных синонимов, и понимание словосочетаний в переносном значении;

- понимание переносного значения многозначного слова;

- овладение переносным значением слов;

- способность детей выделять и замечать средства художественной выразительности;

- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

- умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

- использование в речи синонимов и антонимов;

- осознание обобщенного смысла малых форм фольклора.

Все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:

1)Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, умение воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в дальнейшем развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства, речь становится образной.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Анализ календарного плана воспитателя
Я проанализировала план воспитателя по следующим направлениям: 1. Количество специальных занятий Всего в плане предусмотрено 6 специальных занятий, содержание которых – формирование грамматически правильной речи. 2. Количество специальных речевых занятий, где грамматические упражнения проводятся ка ...

Аспекты самооценки
В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты: а) операционально-деятельностный; б) личностный. Операционально-деятельностный аспект самооценки педагога связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в оценке своего профессион ...

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников
Оценка – это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью учителя, она должна служить также цели совершенствовани ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru