Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:
- невнимательно слушают текст загадки;
- не запоминают полностью содержание загадки;
- полностью или частично не понимают текст загадки;
- при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
- не имеют достаточных знаний о загаданном;
- не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке (22,С.13).
Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:
- дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;
- в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;
- ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;
- дошкольник стремится объяснить свой ответ, аргументировано доказать его правильность;
- в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа;
- дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок.
Таким образом, при целенаправленной работе с детьми старшие дошкольники способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.
Основное влияние на процесс восприятия речи оказывает звуковой облик целого слова. На основе отождествления слова принимается решение о смысловом звене, а затем о связях, после чего осуществляется фаза "смыслоформулирования", которая заключается для слушающего в обобщении результата всей этой перцективно – мыслительной работы и переводе его на одну единицу понимания – общий смысл воспринятого сообщения.
Анализируя материал исследований, можно сделать следующий вывод. Если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа со старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию.
Следовательно, далее нам необходимо рассмотреть методику использования малых форм фольклора в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Подробно о педагогике:
Психическое развитие детей дошкольного возраста и
его основные линии
Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта. Существуют биологические и социальные факторы психического развития. Новорожденный имеет предпосылки, определяющие его будуще ...
Организация экспериментального исследования
Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах. Эксперимент состоял из нескольких этапов: Подготовительный этап Предварительно были изучены научная и методическая литература [18,19,20,21], опыт учителей во внекласс ...
Грамматические игры на уроках русского язык
Грамматические игры рассматривать как особый метод обучения русскому языку. Упражнения выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми. Перед учащимися ставится задача показать в ходе выполнения упражнения свои знания, умения, навыки. Эти упражнения имеют свои особенности. Подбираются ...