Таким образом, данного контрольного этапа убедительно доказывают, что выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена: малые формы фольклора способствуют развитию образной речи детей 5-6 лет.
В данной главе было представлено содержание формирующего эксперимента, проведенного с целью разработки и апробации системы занятий и игр, способствующих развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора. Для достижения цели были реализованы задачи: 1) определены направления и этапы работы по формированию образной речи; 2) определено содержание и апробирована система занятий по ознакомлению детей пяти-шести лет с пословицами, поговорками, загадками; 3) разработана и апробирована система игр по использованию пословиц, поговорок, загадок.
В системе работы мы выделили два блока: первый – ознакомление детей с малыми фольклорными формами на специальных занятиях, было проведено три занятия. Второй – закрепление знаний детей о малых фольклорных формах вне занятий. На данном этапе были подобраны и проведены игры по использованию пословиц, поговорок и загадок. Вся экспериментальная работа проводилась с детьми в течение четырех месяцев.
Разработанные и апробированные игры и занятия по развитию образной речи детей пяти-шести лет средствами малых форм фольклора оказались эффективными, что было подтверждено результатами контрольного эксперимента.
Большинство детей экспериментальной группы продемонстрировало средний уровень развития образной речи 81,25%, часть детей продемонстрировали высокий уровень развития образной речи 12,5%, в то время как в контрольной группе изменений практически не произошло.
Следовательно, была подтверждена гипотеза исследования о влиянии малых форм фольклора на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста.
На основании полученных данных определилась перспектива работы с детьми по развитию образной стороны речи:
- возможность оценки образности речевых высказываний детей пяти-шести лет на основании данной методики;
- система работы по активизации использования образных средств языка, на основе специальных занятий, серии игр и игровых упражнений.
Наше исследование было ориентировано на выявление оптимальных условий, и экспериментальной проверки способствующих развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке. Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи.
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является одной из основных задач воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Возможность формирования образной речи возникает в старшем дошкольном возрасте, потому что именно в этом возрасте дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). Фольклор можно использовать в решении различных задач методики развития речи.
Во второй главе проанализированы особенности образной речи старших дошкольников. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста, участвующих в эксперименте образная речь находится на низком уровне развития, дошкольники затрудняются в толковании пословиц, фразеологизмов, отгадывании загадок и выделении выразительных средств. Результаты констатирующего эксперимента послужили основанием для проведения формирующего эксперимента.
В ходе исследования нами был разработан и апробирована система включающая в себя цикл занятий по знакомству детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами, а так же подобраны и апробированы игры и упражнения на закрепление знаний о малых формах фольклора.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МДОУ "Детский сад №6" Приморского района Архангельской области, по использованию малых форм фольклора в процессе развития образной речи детей. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует о достаточной эффективности разработанной нами системы. Экспериментальная группа улучшила свои результаты: процент детей с низким уровнем развития образной речи уменьшился на 75%. Количество детей со средним уровнем развития образной речи увеличилось на 62,5%, с высоким уровнем развития увеличилось на 12,5%.
В ходе работы была реализована цель и решены все поставленные задачи.
Подробно о педагогике:
Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
Содержание учебного материала Диагностика нарушений школьной адаптации как междисциплинарная область научного знания и практической деятельности. Уровни диагностической деятельности: педагогический, психологический, медицинский. Их место и назначение в системе диагностирования адаптационных нарушен ...
Роль наставника в обучении воспитанников
Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспита ...
Методы и организация исследования
Цель: Совершенствовать личностные качества и эмоционально-волевую сферу у участников проекта «Спортивная школьная команда». Задачи: 1. Изучить проблему реализации проекта «Спортивная школьная команда». 2. Изучить личностные качества и уровень сформированности эмоционально-волевой сферы у школьников ...