Для параметра «оригинальность» получаем меньшее сумма рангов относиться к положительным разностям. При уровне значимости критическое значение статистики . Таким образом, и нулевая гипотеза отклоняется и принимается конкурирующая гипотеза : «предлагаемая методика способствует улучшению оригинальности мышления».
Таким образом, анализ результатов исследования с помощью критерия Уилкокосона, определяет обоснованные многомерными статистическими методами различия в сторону повышения результатов общей креативности учащихся экспериментальной группы после эксперимента.
Обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы проведем по следующей схеме.
1. Сравним средние результаты изучаемых параметров (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) в начале и конце эксперимента у экспериментальной группы. Для этого наглядно представим результаты опытно-экспериментальной работы (диаграмма 2): прямое сравнение, относительный рост, сравнение с нормой.
Диаграмма 2
Результаты оценки изучаемых параметров в начале (тест 1) и в конце эксперимента (тест 2)
В прямом сравнении
Относительное сравнение
Сравнение с нормой
Диаграммы дают наглядную иллюстрацию того, что рост изучаемых параметров в разной степени присутствует довольно ощутимо (от 14% до 224%) . Наибольший рост достигает параметр разработанность, по большей степени это обосновывается тем, что дети при проведении теста 1 не были готовы и привычны к такому роду деятельности, сдерживая свои внутренние возможности, своеобразно «комплексуя», при проведение же теста 2 дети адаптировались к данной деятельности и полностью использовали свой творческий потенциал. До эксперимента отклонение средних показателей от средних показатели КТГМ 8 классов в пределах нормы, хотя и ниже их. После эксперимента показатели так же остались в пределах нормы, но уже выше их.
2. Используя многомерные методы статистического анализа, заключаем, что есть основания на указание существенного различия общей креативности школьников экспериментальной группы до и после эксперимента (см. Приложение 3).
3. Определим характер изменения показателей экспериментальной группы, применив критерий знаков и проанализировав суммарный балл по каждому из параметров. Сформулируем нулевую гипотезу : «предлагаемая методика не способствует улучшению параметров креативности (соответственно беглости, гибкости, оригинальности, разработанности)». Тогда конкурирующая гипотеза будет определяться следующим образом: «предлагаемая методика способствует улучшению параметров креативности (соответственно беглости, гибкости, оригинальности и разработанности)».
Результаты оценки параметров «беглость», «гибкость», «оригинальность», «разработанность» в начале (тест 1) и конце эксперимента (тест 2)
№ |
беглость |
гибкость |
оригинальность |
разработанность | ||||||||
Тест 1 |
Тест 2 |
Знак |
Тест 1 |
Тест 2 |
Знак |
Тест 1 |
Тест 2 |
Знак |
Тест 1 |
Тест 2 |
Знак | |
1 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
0 |
5 |
11 |
+ |
6 |
11 |
+ |
2 |
10 |
10 |
0 |
8 |
8 |
0 |
10 |
24 |
+ |
11 |
24 |
+ |
3 |
10 |
10 |
0 |
5 |
8 |
+ |
10 |
41 |
+ |
17 |
41 |
+ |
4 |
7 |
10 |
+ |
7 |
8 |
+ |
7 |
68 |
+ |
18 |
68 |
+ |
5 |
10 |
10 |
0 |
6 |
8 |
+ |
5 |
32 |
+ |
12 |
32 |
+ |
6 |
9 |
8 |
- |
7 |
8 |
+ |
9 |
30 |
+ |
15 |
30 |
+ |
7 |
9 |
10 |
+ |
5 |
9 |
+ |
7 |
50 |
+ |
14 |
50 |
+ |
8 |
10 |
10 |
0 |
9 |
7 |
- |
10 |
48 |
+ |
8 |
48 |
+ |
9 |
5 |
6 |
+ |
3 |
6 |
+ |
6 |
35 |
+ |
7 |
35 |
+ |
10 |
10 |
10 |
0 |
10 |
9 |
- |
8 |
57 |
+ |
23 |
57 |
+ |
11 |
10 |
10 |
0 |
7 |
8 |
+ |
12 |
46 |
+ |
16 |
46 |
+ |
12 |
10 |
10 |
0 |
8 |
8 |
0 |
9 |
60 |
+ |
13 |
60 |
+ |
13 |
9 |
10 |
+ |
6 |
8 |
+ |
7 |
30 |
+ |
9 |
30 |
+ |
14 |
10 |
10 |
0 |
10 |
9 |
- |
12 |
25 |
+ |
13 |
25 |
+ |
15 |
10 |
10 |
0 |
7 |
9 |
+ |
8 |
26 |
+ |
15 |
26 |
+ |
16 |
6 |
8 |
+ |
2 |
6 |
+ |
0 |
22 |
+ |
6 |
22 |
+ |
17 |
6 |
9 |
+ |
5 |
9 |
+ |
4 |
38 |
+ |
7 |
38 |
+ |
18 |
5 |
10 |
+ |
4 |
9 |
+ |
5 |
28 |
+ |
4 |
28 |
+ |
19 |
6 |
10 |
+ |
6 |
9 |
+ |
11 |
53 |
+ |
10 |
53 |
+ |
20 |
10 |
10 |
0 |
8 |
9 |
+ |
14 |
35 |
+ |
19 |
35 |
+ |
21 |
10 |
10 |
0 |
4 |
8 |
+ |
14 |
63 |
+ |
15 |
63 |
+ |
22 |
5 |
9 |
+ |
5 |
9 |
+ |
7 |
30 |
+ |
7 |
30 |
+ |
23 |
4 |
8 |
+ |
4 |
7 |
+ |
5 |
14 |
+ |
3 |
14 |
+ |
Всего |
11 |
20 |
15 |
23 |
17 |
23 | ||||||
+ |
10 |
10 |
17 |
23 |
23 | |||||||
- |
1 |
3 |
0 |
0 |
Подробно о педагогике:
Особенности философии техники на инженерных факультетах как
части академической философии
Известно, что древнегреческое слово «кризис» переводится как «суд». В нашем контексте это суд и перелом социально-философских и экономических парадигм современного мира. И на философии сегодня лежит особо трепетная роль: с одной стороны университетская философия вынужденно принимает навязываемые ей ...
Грамматические игры на уроках русского язык
Грамматические игры рассматривать как особый метод обучения русскому языку. Упражнения выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми. Перед учащимися ставится задача показать в ходе выполнения упражнения свои знания, умения, навыки. Эти упражнения имеют свои особенности. Подбираются ...
Содержание обучения письменной речи
На различных этапах содержание обучения письменной речи будет различным, но последовательным. Именно поэтому на среднем этапе обучения английскому языку в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. [14; ...