Дидактические принципы в условиях компьютерного обучения

Страница 2

В условиях, когда компьютер занимает все более важную и неотъемлемую часть в современном обществе, использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет обеспечить будущее страны грамотным поколением, способным разрабатывать и внедрять новые идеи во все сферы наук.

Дидактические принципы в условиях компьютерного обучения

1. Принцип системности требует рационального деления учебного материала на смысловые фрагменты и ступенчатого овладения ими при постоянном обращении к целому; каждый урок – часть цикла уроков, связанная с другими частями и решающая общие с ними задачи.

При компьютерном обучении принцип системности:

1. предполагает разработку и обоснование формализованной модели предметной области при проектировании соответствующей обучающей программы;

2. отдает предпочтение пакетам программ по группам тем и даже целым курсам по сравнению с отдельными разрозненными, пусть даже самыми совершенными, программами;

3. ставит вопрос о формах использования вычислительной техники, о соотношении новых и традиционных форм обучения.

2. Принцип активности (самостоятельности) подразумевает, что учебная деятельность должна быть творческим трудом, направленным на всестороннее саморазвитие личности школьника.

Компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс. Одна из важнейших предпосылок такого вовлечения – диалог обучаемого с компьютером, в ходе которого:

1. вновь приобретаемое знание включается в систему деятельности обучаемого;

2. обучаемый имеет возможность сознательно управлять учебной деятельностью.

Условия эффективности построения учебного диалога в обучающей программе:

1. преодоление чрезмерной заданности ответов ученика, которые обычно сводятся либо к выбору из нескольких вариантов, либо к вводу некоторого ключевого слова;

2. наличие поля самостоятельности в обучающей программе, когда ученик может выбрать свой путь решения, оценить его эффективность; сам учащийся должен задавать компьютеру необходимый ему уровень помощи и уровень изложения теоретического материала (более или менее абстрактный, например);

3. правильный подбор мотивирующих реплик и звуковых эффектов в обучающей программе, учитывающей психологию обучаемого.

3. Принцип поэтапного преодоления трудностей (доступности) предполагает учет возрастных особенностей учащегося при выборе методов и средств обучения.

При компьютерном обучении этот принцип означает необходимость разработки и использования в ППС (педагогических программных средствах) психологически обоснованных моделей обучаемого и процесса обучения.

Исход из психологических особенностей мыслительной деятельности школьников, при создании педагогических программных средств необходимо:

1. очень тщательно отобрать задачи для учащихся;

2. продумать содержание диалога ученика и компьютера.

Задачи должны быть по силам каждому конкретному ученику, не должны утомлять своим однообразием, трудность их должна постепенно нарастать. Программа должна предусматривать изменение сложности заданий уже на ранних этапах работы, что позволит индивидуализировать достижение обязательного уровня обучения каждым учеником.

4. Принцип связи теории и практикой.

Применение компьютера позволяет существенно усилить практическую направленность обучения, так как компьютер обладает уникальными возможностями моделирования, в том числе имитационного, различных процессов, начиная от физических и химических, кончая социальными. Компьютер может «погрузить» обучаемых в любую обстановку.

Целесообразно использование в школе методов компьютерного проектирования и моделирования. Педагогические программные средства, используемые в обучении, могут способствовать профориентации школьников, их экономическому, экологическому и другим видам воспитания.

5. Принцип наглядности.

Иллюстративные возможности компьютера при всей их очевидности не являются основными. Их задача – служить внешней опорой внутренней деятельности учащихся по овладению знаниями.

С точки зрения наглядности следует различать обучающие и игровые программы. В обучающих программах цвет и графика должны использоваться разумно, его разбивка на кадры, выделению главного и т.д.

Игровые программы должны быть ориентированы на достижение педагогического результата: развитие мышления, памяти учащихся, активизация их познавательной, психомоторной и др. деятельности. Элементы игры могут быть включены в программу-тренажер: после правильного выполнения задания следует короткая игра, вознаграждающая ученика, дающая ему краткую эмоциональную разрядку. Здесь уместны богатство красок и разнообразие графики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Позиция педагога в образовательной работе по методическим письмам 20-30-х годов ХХ века
С начала 20-х годов, как отмечается в историко-педагогической литературе того периода, важнейшей задачей, вставшей перед страной с победой советского народа над силами контрреволюции, было восстановление разрушенного народного хозяйства. Все материальные средства были мобилизованы на построение эко ...

Методика «Моя семья»
Методика является модификацией методика М. Егровой. Цель: Изучение уровня семейного воспитания. Инструкция. Уважаемые учащиеся! Сначала напишите, в кем Вы живете: отец, мать, братья, сестры, бабушка, дедушка, другие члены семьи. Затем отвечайте на вопросы одним из следующих возможных ответов: Конеч ...

Методы обучения
Метод обучения – способ взаимодеятельности педагога и учащегося, направленный на овладение учащимися знаний, умений и навыков. Выбор методов, средств и формы обучения зависит от следующих факторов: структура и логика содержания; учебно-познавательные возможности учащихся; возможности преподавателя; ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru