Методика обучения технологии, как и любого другого учебного предмета, исследуя закономерности процесса обучения, разрабатывает теорию этого процесса и призвана ответить на следующие вопросы:
1.Для чего учить, то есть определить цели и задачи обучения технологии.
2.Чему учить, то есть разрабатывать содержание обучения.
3.Как учить, то есть исследовать процессы обучения и учения, разрабатывать формы, методы и средства обучения.
4.Каковы должны быть условия обучения, то есть определить эти условия, требования к ним и т.д.
Детализируя эти общие задачи методики обучения технологии, можно выделить ряд конкретных задач, к которым относятся следующие:
1. Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, с учетом специфики изучаемого учебного предмета.
2. Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке государственного стандарта образовательной области "Технология", учебных программ, учебников и учебных пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы в школе.
3. Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной работы, методов и приемов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д.
4.Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, и т.д.
5. Разработка принципов организации, содержания и методов внеклассной и внешкольной работы учащихся по технике и труду, исследование возможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся, в развитии их творческих способностей и технического мышления.
6. Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к лабораториям, техническим кабинетам, учебным цехам, инструментам, приспособлениям и другому оборудованию для проведения уроков и внеклассных занятий.
7. Выработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбору форм организации учебной деятельности учащихся.
8. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих уроков.
Все указанные задачи методики обучения технологии и связанные с ними проблемы решаются на основе теоретических и экспериментальных исследований и анализа передового педагогического опыта учителей.
Перспективно - тематический план уроков
№ урока |
Тема и краткое содержание урока |
Образовательная цель урока (Учащиеся должны усвоить следующие понятия: …) |
Развивающая цель урока (Учащиеся должны овладеть следующими видами действий: …) |
Воспитательная цель урока (Убедить учащиеся в том, что …) |
Тип урока |
Методы обучения |
1. |
Понятие об основах проектирования |
1) Ознакомить учащихся с новым понятием «дизайн» 2) Ознакомить учащихся с законами художественного конструирования 3) Ознакомить учащихся с экспертизой изделия |
. 1) Учащиеся должны уметь различать понятие «дизайн» от дизайнера. 2) Учащиеся должны уметь применять проектирование нового изделия, законы художественного конструирования 3) Уметь самостоятельно ставить эксперимент и уметь его оценить. |
. 1) Убедить учащихся, что полученные знания на уроке пригодятся в жизни. 2) Убедить учащихся, что экспертиза нужна для улучшения изделия. |
Урок изучения нового материала. |
Эвристическая беседа. |
2. |
Алгоритм дизайна |
: 1) Ознакомить учащихся с алгоритмом дизайна. 2) Ознакомить учащихся с системным подходом. 3) Ознакомить учащихся с дизайнерским проектом. |
1) Учащиеся должны уметь правильно и последовательно проектировать. 2) Учащиеся должны уметь систематически подходить к изученному предмету. |
1) Убедить учащихся, что без последовательного проектирования нельзя угадать спрос товара. 2) Убедить учащихся, что полученный результат пригодится в дальнейшей работе. |
Урок изучения нового материала. |
Эвристическая беседа. |
3. |
Создание банка идей |
1) Ознакомить учащихся с понятием «идея», «генерирующая идея». 2) Ознакомить учащихся с понятием «клаузура». |
1) Учащиеся должны уметь различать понятие «идеи» от «генерирующей идеи». 2) Учащиеся должны уметь показать на бумаге образ будущего изделия. |
1) Убедить учащихся, что генерируемая идея важна в дизайне. 2) Убедить учащихся, что представленная клаузура поможет в дальнейшей работе. |
Урок изучения нового материала. |
Эвристическая беседа. |
4. |
Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде. |
1.Ознакомить учащихся с историей моды. 2.Ознакомить учащихся с понятием силуэт и стиль в одежде. 3.Ознакомить с требованиями, предъявляемыми к одежде. |
1.Учащие должны знать одежды разных эпох. 2.Учащие должны уметь самостоятельно различать силуэты. 3.Учащие должны развить самостоятельность. |
1.Убедить учащих, что полученные знания на уроке пригодятся в жизни. 2.Воспитывать эстетический вкус. 3.Желание создавать эстетического изделия. |
Урок изучения нового материала. |
Эвристическая беседа. |
5. |
Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия. |
: 1) Ознакомить учащихся с видами плечевых изделий и их характеристикой. 2) Ознакомить учащихся с тканями и отделками, применяемыми для их изготовления, правилами снятия мерок. |
1) Учащиеся должны знать приемы снятия мерок с фигуры человека для построения чертежа плечевого изделия. 2) Развивать пространственные преставления. |
1) Воспитывать эстетический вкус. 2) Желание создавать эстетическое изделие. |
Урок изучения нового материала. |
Эвристическая беседа. |
Подробно о педагогике:
Психомоторные особенности детей дошкольного возраста, страдающих детским
церебральным параличом
Как отмечают отечественные исследователи И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками [16]. Дошкольное детс ...
Единый государственный экзамен на современном этапе: достоинства и
недостатки
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний. ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных ...
Механизмы возникновения заикания
До настоящего времени механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Механизмы возникновения заикания, как таковые, сложны и неоднородны. Несомненно одно: заикание — результат предрасполагающих и конкретных разр ...