Настоящий параграф посвящен проблеме изучения состояния уровня сформированности образно-выразительных средств речи у дошкольников с ОНР.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября 2009 года по май 2010 года на базе МДОУ ЦРР «Д/С №139». Констатирующий этап эксперимента мы проводили в подготовительной к школе группе с диагнозом ОНР (III уровень). Нами были отобраны 10 детей, в речевых картах которых указывалось на недоразвитие связного монологического высказывания. На констатирующем этапе эксперимента были сформированы экспериментальные и контрольные группы, состоящие из детей старшей группы в количестве 5 человек в каждой.
Контрольная и экспериментальная группа формировались по принципу равномерного распределения в группы как более подготовленных детей с достаточным уровнем развития связного высказывания, так и менее подготовленных, с целью создания примерно одинаковых условий проведения эксперимента и соблюдение его чистоты и достоверности.
Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня сформированности образной речи у детей 5–6 лет.
С целью определения уровня сформированности образно-выразительных средств речи у детей 5–6 лет нами использовалась методика, предложенная Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой, конкретизированная к задачам нашего исследования.
Детям контрольной и экспериментальной групп были предложены задания для выявления особенностей образно-выразительных средств речи.
Диагностический этап состоял из двух блоков. Первый блок выявлял текстовосприятие образно-выразительных средств. Второй блок выявлял умение текстообразования с использованием образно-выразительных средств.
Критерии, показатели и методики диагностики сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Организация опытно-экспериментального изучения образно-выразительных средств речи дошкольников с ОНР
Критерии |
Показатели |
Методики диагностики |
I блок Общий уровень восприятия образно-выразительных средств. |
Выявление понимания жанровых отличий произведений (сказка, рассказ, стихотворение, пословица, загадка). |
Методики: · «Что прочитали?» Прослушивание нескольких литературных произведений (текстов) различного жанра, ответы на вопросы. · «О ком/о чём так можно сказать?» · «Что значит пословица?» · «Отгадай загадку» |
II блок Употребление образно-выразительных средств. |
I серия заданий выявляет умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку, используя выразительные средства. II серия заданий определяет понимание детьми значений пословиц, фразеологизмов; их адекватное употребление в речи. III серия заданий выявляет умения детей сочинять и понимать образное содержание загадок, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки. |
Методики: · «Придумай сказку/рассказ и дай ей название» · «Подбери пословицу» · «Сочини загадку» |
Образно-выразительные средства речи детей 5–6 лет характеризуется тремя условно выделенными уровнями: высоким, средним, низким.
Высокий уровень: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и понимать художественную информацию, в логической последовательности излагать своё высказывание, точно передавать художественный замысел произведения; умеет правильно построить простые и сложные предложения в своем высказывании умеет использовать разнообразные средства связи; умеет правильно использовать в своем высказывании изобразительно-языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, эмоционально-оценочные слова);
Средний уровень: Ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет без затруднений воспринимать и понимать художественную информацию, передавая самые общие представления о художественном замысле произведения, умеет правильно строить предложения в своем высказывании, умеет частично использовать разнообразные средства связи, умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;
Подробно о педагогике:
Роль деятельностного метода обучения в реализации современных
образовательных целей
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельностный подход предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной ...
Урок физической культуры. Общая характеристика урока
Значение и задачи. Урок физической культуры - основная форма систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств. Значение урока физическо ...
Психолого-педагогическая характеристика учащихся 7
"АШ" и 8 "АШ" классов
На основе наблюдений и беседы с учителем была составлена краткая психолого-педагогическая характеристика учащихся 7 "АШ" и 8 "АШ" классов. Количество учащихся 7 "АШ" класса составляет 10 человек. Из них 4 мальчика и 6 девочек. Количество учащихся 8 "АШ" класс ...