Обобщение опыта использования групповых форм работы на уроках истории

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Обобщение опыта использования групповых форм работы на уроках истории

Страница 3

Класс был поделен на 5 групп с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. В группе было по 5 человек. В каждой группе был свой капитан, которого назначил учитель (пока). Самые сильные ученики были собраны в одну группу (5 гр.). Им были даны более сложные задания, чем другим группам. Задания по карточкам для каждой группы были построены так, что весь материал был взаимосвязан. Первая группа начинала освящать первую часть темы. Вторая группа рассказывала вторую часть и так мы подходили к работе 5-ой группы, которой предстояло сделать основные выводы по всему сказанному материалу на уроке.

Данному уроку предшествовала тщательная подготовка: поиск дополнительной литературы, составление карточек, постановка вопросов с целью связать и дать полную проработку усвоенного материала.

Вопросы по возможности ставятся в проблемном классе. Например: Почему манголо-татары не дошли до Новгорода 100 км. И повернули в степи? В карточки были включены вопросы, которые предусматривали работу с картой.

Оценка работы группы проходила в таком русле: капитан руководил оценкой работы каждого члена соей группы, небольшую корректировку оценки вносил учитель.

В процессе такой работы подсказок не было совсем. Все недосказанное группами было обобщено 5-ой группой учащихся и учителем. Основные моменты темы были закреплены и подчеркнуты.

Положительные моменты данной работы:

было внесено разнообразие в ход однообразного учебного процесса;

в ходе урока задействованы были все члены класса;

ребята учились работать в группе коллективно. Слушать мнения друг друга и выбирать правильные ответы;

такая форма работы дает возможность реализовать способности каждого ученика;

создает "+" атмосферу взаимодействия между детьми и учителем;

такая работа способствует сближению коллектива;

положительная оценка стимулировала активную работу учащихся.

Недостатки:

такую форму работы надо проводить в системе;

в классе было шумно, т.к. такая форма работы с детьми применялась в первый раз за все время обучения;

учителю надо совершенствовать методику работы в группах и использовать ее на уроках в системе.

В педагогической сфере учитель использует систему методик, для проведения психодиагностического исследования личности в группе. Это и диагностика "экстраверсия - интроверсия", определение мотивов учебы и общей самооценки, межличностные отношения и т.д. С помощью использования таких методов как: социометрия, наблюдения за учащимися. Нами были сделаны выводы об уровне сплоченности класса и уровне благополучия взаимоотношений в коллективе. Из опыта работы учителей в группах было выявлено, что групповая форма работы способствует развитию каждого ученика, учит добывать знания самостоятельно. При этом дети становятся более активными и сплоченными. Групповая работа способствует развитию творческих и коммуникативных способностей детей в классе.

В процессе обучения учащиеся осваивают все виды человечечской деятельности, которые происходят в процессе общения. Цель обучения достигается методом решения учебных задач. Групповая форма совместно с индивидуальной формой работы способствуют эффективному решению учебно – методических проблем. Но только отработанные технологии могут запустить весь педагогический процесс и давать положительные результаты. Таковы, например, технологии "Развивающего обучения" А.Е. Рахимова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Е. Щурковой и т.д. Они способствуют повышению творческой самостоятельности учащихся и обеспечивают эффективность педагогического процесса. В ходе педагогической работы учитель использует различные методы, приемы и средства, помогающие ему воздействовать на свой процесс деятельности и улучшать его результаты. Из опыта работы учителей в группах, с использованием методик психодиагностических исследований личности, было выявлено, что групповая форма работы способствует развитию способностей каждого ученика, а также повышает его активность и сплоченность в классе. Практика показала, что то, что было разработано учителями-новаторами не всегда дает положительные результаты в работе каждого педагога. На это влияют многие факторы: слабая материальная база, недостаток опыта работы по групповым формам самих учителей, боязнь педагогов начинать эту форму работы самостоятельно и т.д.

Современные подходы к обучению школьников требуют пересмотра старых принципов построения учебного процесса и самого содержания образования в целом. Дидактическая система групповой работы является альтернативой классно-урочной системе обучения, которая действовала и действует сейчас в практике еще многих школ. Она прошла долгий путь от ее разработки до проверки в массовом эксперименте в 60-80х годах. На рубеже 80-90х г.г. эта форма обучения получила новый подъем. Групповая форма работы содержит в себе массу новых идей. Она решает многие воспитательные и дидактические задачи, а также создает оптимальные условия для обучения и воспитания личности. Роль учителя в этом процессе заключается в способности управлять социально-психологическим климатом группы и коллективной работой на уроке. Опросы учащихся и учителей показали, что при анализе личных взаимоотношений учеников важно установить и положение ученика в структуре группы, и влияние стиля педагогического общения. Только отработанные технологии могут запустить весь педагогический процесс и давать положительные результаты. Это, например технологии "Развивающего обучения" А.Е. Рахимова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Е. Щурковой и т.д. Они представляют возможность взглянуть с творческой стороны на внутреннюю организацию учебного процесса, тем самым способствуя повышению самостоятельности учащегося. При достижении таких высоких результатов учитель использует различные методы, приемы и средства обучения. В педагогической сфере учитель применяет систему методик, для проведения психологического и дидактического исследования личности в группе. В результате работы учащихся в группах были выявлены следующие показатели: резко вырастает интерес и занятость всех ребят в классе, снижается количество неуспевающих по предмету, появляется стимул (в плане хороших оценок) в работе, развиваются речевые способности ребят, расширяется кругозор ребенка и т.д. Но следует напомнить, что все эти показатели будут действовать в том случае, если учитель применяет групповую форму работы в системе. Практика подтвердила, что всё таки, в использовании групповой формы работы на уроке много положительных моментов, чем отрицательных. Групповая форма работы представляет богатство методических приемов, дает простор для творческих поисков учителя и раскрывает индивидуальные способности каждого ученика. Школа будущего за молодыми специалистами, поэтому не надо бояться отстаивать новые формы работы с учащимися, и применять чаще групповую форму работы на уроках.

Страницы: 1 2 3 

Подробно о педагогике:

Методы и организация исследования
Цель: Совершенствовать личностные качества и эмоционально-волевую сферу у участников проекта «Спортивная школьная команда». Задачи: 1. Изучить проблему реализации проекта «Спортивная школьная команда». 2. Изучить личностные качества и уровень сформированности эмоционально-волевой сферы у школьников ...

Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных ...

История возникновения школьной формы
В знаменитом французском интернате для девушек в Сен-Сире и в Смольном институте (многие его правила он заимствовал у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет — коричневый (кофейный), 9-12 лет — голубой, 12-15 лет — серый и 15-18 лет — белый. В Смольном та ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru