В этой последней части второй главы речь пойдет об опыте работы учителей истории, применяющих групповые формы обучения. Наверное, каждый учитель истории в сегодняшних условиях особенно напряженно размышляет о том: чему учить школьников и как их учить? Групповая форма работы дает ответ на один из этих вопросов, а именно, творческое и эффективное решение – как учить детей в школе. Многие учителя истории применяют эту форму на своих уроках в качестве наиболее удобной в плане качественного усвоения материала.
Приведенный ниже урок истории педагога Е.А. Тирской проводился в IX классе. Данную форму работы можно применять и в более младших классах с учетом подготовленности учащихся.
Одной из активных форм обучения в старших классах, как известно, являются семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы. В течении первых месяцев работы в классе учителем было изучено общее развитие и индивидуальные особенности учащихся. С учетом их подготовленности и межличностных отношений были сформированы группы. В каждой группе выбирается лидер. После такой предварительной работы начались проводиться семинарские занятия.
Семинар "Защита проблемы". Перечень вопросов, выносимых на семинар, сообщается учащимся заблаговременно. Указывается так же необходимая литература. В начале урока вопросы в конверте раскладываются на столе (количество вопросов больше чем количество групп). Представители групп разбирают конверты. Затем в течении пяти минут группы обдумывают вопрос, подбирают необходимые материалы из имеющихся в кабинете пособий, определяют основного докладчика. В защите вопроса участвует вся группа. Проблема считается защищенной, когда у оппонентов исчерпываются вопросы. Вместо традиционного повторно – обобщающего урока проводиться семинар "Малые круглые столы". Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальной и групповой форм деятельности.
Наш опыт показал, что эффективность работы в группе зависит:
от знания учителем индивидуальных особенностей учащихся;
от заблаговременной подготовки учащихся к данному уроку;
от четких заданий на уроке как группе, так и каждому ученику;
от умения учителя спланировать индивидуальную работу в соответственно интересам учащихся;
от разнообразия практических заданий;
от места ученика в структуре группы;
от стиля педагогического общения и т.д.
Данный опыт групповой работы с классом на уроках истории позволяет проанализировать психолого-педагогический подход учителя к организации и проведению групповой учебной работы. Уроки истории в V и VII классах учителя Чорнобая П.Д.
Нетрадиционное решение стандартных школьных ситуаций:
добиться нормальной рабочей дисциплины в классе из 30-40 человек;
достичь положительной мотивации к своему предмету;
дать возможность полнее проявить себя всем: отличникам и неуспевающим, лидерам и аутсайдерам.
Особенности на первых уроках: большинство учащихся стремятся проявить себя не заботясь о средствах самовыражения; магическое действие цифры "5" на всех без исключения.
Опираясь на эти психологические ресурсы Чорнобай П.Д. начал работать как психолог. Провел социометрию, выявил лидеров и классные группировки. Класс был поделен на три команды, т.к. в классе 3 ряда парт. Каждая команда выбрала себе капитана. Срок его полномочий 1 месяц, чтобы другие ребята могли тоже попробовать себя в этой роли. Перед каждым опросом на доске записываются фамилии капитанов и турнирные таблицы команд. Каждому уроку предшествовала тщательная подготовка: 20-30 вопросов, план их постановки и взаимосвязи, направленные на более полную проработку темы и усвоение материала. Вопросы, по возможности ставятся в проблемном ключе, иногда каверзные, заставляющие думать, анализировать учебный материал. Например вопрос о местоположении Древнего Рима – "Где древние греки нашли страну телят и как она называется сегодня?" (Италия, Апенинский полуостров). Отвечает та команда, которая первая подняла руку. За правильный ответ она получает 1 очко и 1 балл. Ученик, давший правильный ответ тоже получает 1 балл. За три правильных ответа он получает "5", за два "4", за один "3". В случае неправильного ответа записывается "0", который съедает один правильный ответ. Так что ребята думают прежде чем дают ответ, т.к. они отвечают за себя и свою "команду".
После неправильного ответа, право отвечать переходит другой команде и она уже получает за правильный ответ 1 очко и 2 балла. Если не справится – отвечает третья команда – 1 очко и 3 балла. В случае если никто не может ответить, говорит учитель и переходят к другому вопросу. Если вопрос важен и принципиален, то и "цена" поднимается до 2-3-х очков и баллов, побуждая класс усиленно работать с учебником и головой ища ответ. Правила просты и понятны. Побеждает та команда, которая дает больше правильных ответов и наберет большую сумму очков и баллов. Путь к победе очевиден: надо как можно лучше подготовиться к уроку дома, проработать учебный материал заранее. Таким образом, снимается психологическое давление возможности получить плохую оценку (с чем так активно боролся Амонашвили Ш.А.). Ученик идет на урок и не боится, что его спросят. Наоборот, все хотят, чтобы спросили именно их. Капитан выбирает, кому отвечать за себя и свою команду. Еще он может принести команде 2 очка и 2 балла, если победит в конкурсе капитанов. Капитаны наводят порядок в соей команде, если шумно. Для борьбы с шумом в классе используется система предупреждений (V). За WV – снижается 1 очко и 1 балл.
Подробно о педагогике:
Содержание сотрудничества школы с родителями
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания ...
Классификация общего недоразвития речи
В настоящее время в логопедии существуют две классификации общего недоразвития речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая, которые рассматривают речевое расстройство в разных аспектах. Клинико-педагогическая классификация, разработанная Е.М. Мастюковой, ориентирована на медицинские дан ...
Сущность методического анализа
Наибольших затрат времени в деятельности преподавателя требуют анализ, выбор и отбор содержания учебного материала по предмету, а также переработка (дидактическая и методическая) учебного материала при подготовке к уроку. Учебным материалом мы называем ту часть конкретного социального опыта, подлеж ...