Обучение письменной речи на английском языке является актуальным в настоящее время. Письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию, поэтому отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось [17; 314]. Обратим внимание на тот факт, что письменное речевое общение в современном мире занимает важное место в связи с интенсивным развитием интернет-коммуникаций, с популярностью туристических поездок, со сдачей ЕГЭ по английскому языку, что мотивирует учащихся научиться общаться посредством личной переписки, умения заполнять анкеты, писать резюме, эссе.
Вследствие этого проблема нашего исследования заключается в создании продуктивной системы упражнений в рамках коммуникативного метода для развития умений письменной речи учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.
Мы полагаем, что развитие умений письменной речи учащихся будет более успешным, если применить систему упражнений в рамках коммуникативного метода.
Таким образом, под объектом исследования мы будем рассматривать письменную речь учащихся на среднем этапе обучения английскому языку, в качестве предмета будет выступать система упражнений в рамках коммуникативного метода.
Цель нашей работы - выявить педагогические условия эффективного использования системы упражнений в рамках коммуникативного метода для развития умений письменной речи учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.
Данной цели подчинено решение следующих задач:
Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме - создание продуктивной системы упражнений в рамках коммуникативного метода для развития умений письменной речи учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.
Выявить умения и трудности овладения письменной речи учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.
Подобрать эффективную систему упражнений в рамках коммуникативного метода.
коммуникативный метод английский язык
Письменная речь как вид речевой деятельности
Прежде чем анализировать определения письма и письменной речи, остановимся на понятии речевая деятельность в целом, и какие виды данной деятельности существуют.
Речевая деятельность - активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения. [10; 24]
Также Е.А. Опарина опирается на теорию А.Н. Леонтьева, определяя речевую деятельность тремя фазами. Не менее важно рассмотреть каждую фазу речевой деятельности.
Побудительно-мотивационная фаза реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели деятельности как будущего ее результата. [10; 24]
Предметом речевой деятельности является мысль. Так в процессе говорения и письма мы реализуем основную цель этих видов речевой деятельности путем выражения своих мыслей, а в процессе аудирования и чтения мы реализуем их основную целью путем воссоздания чужой мысли.
Основная потребность в речевой деятельности - коммуникативно-познавательная. Эта потребность, находя себя в предмете (в данном случае мысли) становится внутренним коммуникативно-познавательным мотивом речевой деятельности.
Аналитико-синтетическая фаза речевой деятельности предполагает выбор и организацию средств и способов осуществления деятельности. На этой фазе происходит отбор средств и способа формирования и формулирования собственной или заданной извне (чужой) мысли в процессе речевого общения. Это фаза планирования, программирования и внутренней языковой организации речевой деятельности.
Исполнительная фаза - реализующая - может быть выражена внешне (говорение и письмо) и не выражена (аудирование и чтение про себя).
Проанализировав материал, представленный в различных источниках, посвящённый речевой деятельности, мы пришли к выводу, что существует четыре вида речевой деятельности такие, как слушание (аудирование), чтение, говорение и письмо (письменная речь). [10; 27], [11; 103], [1; 2, 3, 4, 5]
Краткую характеристику данных видов деятельности представим в виде таблицы. (см. Приложение 1)
В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности.
В данной ВКР мы раскроем особенности такого вида речевой деятельности как письменная речь.
Для начала рассмотрим понятия "письмо" и "письменная речь". Их необходимо разграничивать, поскольку разница между ними существенна.
Гальскова Н.Д. и Гез Н.И. в своей работе по лингводидактике дают краткое описание истории письма. В их понимании термин письмо - продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста (данный термин понимается здесь в широком смысле слова, как и одна из форм письменного общения, так и техника письма, включающая графику, каллиграфию, орфографию и пунктуацию). Письмо возникло на базе звучащей речи как способ сохранения речевых произведений во времени, как хранилище человеческих знаний и накопленного опыта, как зеркало культуры и традиций каждой страны. [2; 247]
В работе Опариной Е.А. письмо представлено в широком смысле слова, включая и графику, и орфографию, и каллиграфию, и развитие умений передавать смысловую информацию, т.е. развитие умений письменной речи. [10; 27]
В след за Солововой Е.Н. исследуем значение письма и письменной речи. В лингвистическом плане термин "письмо" понимается, как графическая система. В методике "письмо" - овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. [14; 187]
Понятие "письменная речь" в лингвистике и в методике рассматривается как процесс выражения мыслей в графической форме. [11; 187]
Письменная речь по Филатову В.М. - сложная творческая деятельность, направленная на выражение мыслей в письменной форме. [17; 315]
Однако, часто в методике данные термины "письмо" и "письменная речь" не противопоставляются. Письмо может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь. Но в нашей работе мы будем разграничивать эти понятия, и придерживаться определения письменной речи как процесса выражения устной речи в письменной фиксации. [17; 315]
Роль письменной коммуникации в современном мире чрезвычайно велика. Как и говорение, письменная речь является продуктивным видом деятельности, но еще более осложненным рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения.
Проанализируем научно-методические источники и выявим отличия письменной речи от устной речи. Под термином "устная речь" мы понимаем "говорение". Говорение и письменная речь схожи между собой, но есть и существенные различия в психологическом и в лингвистическом планах.
Проанализировав лингводидактическое пособие для студентов Гальсковой Н.Д. и Геза Н.И., мы выявили различия устного и письменного высказываний, которые представим в виде таблицы. (см. Приложение 2, таблица 2)
Письменный текст должен обладать следующими особенностями:
Композиционно-структурной завершенностью и логико-смысловой структурой;
Единством начала, центрального коммуникативного блока и заключительной части;
Соотнесенностью заголовка с содержанием;
Индуктивной или дедуктивной формой изложения, которая облегчает вероятностное прогнозирование самого пишущего и реципиента;
Предметным содержанием;
Коммуникативными качествами;
Монообъектными или полимерными связями. [2; 247]
Письменная речевая деятельность - целенаправленное и творческое совершение мысли в письменной форме, а письменная речь - способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Именно продуктивной стороне письма пока еще мало обучают на уроках английского языка. Письменные умения учащихся нередко значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности.
Сказанное позволяет сделать вывод, что письменная речь является одним из видов речевой деятельности. Если под письмом понимают технологический аспект, то под письменной речью - сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме. И в отличие от говорения (устной речи), письменная речь может быть более обоснованной, развернутой, содержательной, логичной.
Вследствие этого, мы переходим к исследованию содержания обучения письменной речи.
Подробно о педагогике:
Особенности методики
Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с дидактическими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Ломоносов отрицал распростра ...
Дидактические основы формирования художественно-творческих умений и навыков
Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата на уроке. При подготовке к уроку учитель должен продумывать все до мелочей: что и как он будет делать на уроке, во время работы учащихся. В начале каждого занятия обязательно сообщаются сведения, необхо ...
Умения в области письменной речи на среднем этапе обучения
английскому языку
Исследуя труды Щукина А.Н. по обучению иностранным языкам, мы выявили, что средний этап обучения английскому языку в школе соответствует возрасту 11-15 лет (V-IX классы), то есть подростковый период. [19; 257] Данный возраст соответствует возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [3; 3], и приходится ...