Хотелось бы обратить внимание учителя на некоторые положения, разработанные специальной наукой, - технической эстетикой. Их можно взять за основу в разработке уроков. Работая на своими поделками, ученики каждый раз будут осмысливать пользу и красоту, выразительность вещи. Действительно красивая вещь – это вещь уместная, подходящая к обстановке. При выполнении любой вещи необходимо соблюдать конкретные требования. Напомним некоторые из них:
- Все части предмета должны быть соразмерны, т.е. пропорциональны друг другу, а предмет в целом также должен быть пропорционален человеку, который будет им пользоваться. Очень полезны для осознания данного требования задания, в которых при конструировании предмета ученики ориентируются, например, на размер определенной игрушки: делают автомобиль или трактор, клеят на него гараж, прицеп и пр. Осознание учениками и учет такого требования, как соразмерность вещи, позволяет более грамотно в целом конструировать гармоничную форму. Например, когда ученики делают из пластилина вазочку для цветов, оба названных требования как бы помогают друг другу лучше проявиться. Назначение ваз требует, чтобы она была устойчивой, не опрокидывалась с цветами. Этим диктуется определенная форма изделия и определенные пропорции: ваза должна быть более тяжелой внизу.
- Любую вещь из любого материала нельзя делать без ущерба для практического употребления. Должны соответствовать предмету такие качества материала, как твердость или мягкость, цвет, гладкость или шероховатость поверхности и др. В любом художественном изделии это соответствие должно выражаться наиболее ясно, чтобы производить наиболее сильное впечатление. Хороший вкус любит подлинное. Так, посуда, раскрашенная «под дерево», теряет художественные достоинства, так как качества этих двух материалов весьма различны. Очень важно, чтобы ученики усвоили: художественность вещи определяется не денежной стоимостью материала, из которого они сделаны, а тем, насколько мастеру удалось выявить и подчеркнуть все достоинства этого материала.
Красота вещи заключается в определенности ее характера, в художественной выразительности формы и в полной ее согласованности с назначением самой вещи. Ученики «конструируют», например, кухонные прихватки в форме бабочек, кленовых листьев, зверей и пр., хотя наиболее подходящими, гармоничными, и, следовательно, художественными для этих изделий будут как раз обычные простые формы: круг, квадрат, овал. Желательно обращать внимание детей на данное конструктивное требование.
- Существенную роль в изделиях играет цвет. Он также должен соответствовать назначению предмета. Цвет может сделать вещь веселой, радостной, строгой, торжественной или грубой, кричащей, фальшивой. Особенно важен даже не отдельный цвет сам по себе, а сочетание цветов – как внутри изделия, так и сочетание цвета изделия с цветовой гаммой его окружения. Работа с цветом при конструировании изделий ведется на уроках постоянно. В изделиях из папье-маше чаще всего уместны условные тона, важно лишь, чтобы ребенок научился пользоваться цветом как средством художественной выразительности.
Очень часто на уроке труда учитель предлагает «украсить» предмет, если после его изготовления осталось лишнее время, при этом не обсуждается, нужно ли вообще для сделанной вещи украшение, и что оно ей даст. Тем самым мы утверждаем учеников в ложной мысли, что украшенный предмет лучше, чем неукрашенный.
Этой мыслью в дальнейшем они часто и руководствуются в тех случаях, когда им нужно оформить свой быт, себя самих, а также исходят из подобного убеждения и в оценке окружающего предметного мира. Поэтому на уроках труда при изготовлении бытовых вещей так важно сформулировать у детей правильное отношение к их украшению. Лучше всего, если ученик подумает об этом до изготовления предмета.
Многие бытовые вещи в качестве украшений имеют как раз необходимые конструктивные детали: например, тесьма в кухонной прихватке, которая соединяет все слои этого изделия и одновременно подчеркивает его форму, а также своим цветом сообщает вещи дополнительное настроение.
Конечно, все перечисленные требования к художественному оформлению изделий носят достаточно общий характер, в конкретной же вещи все это проявляется в присущих только ей деталях.
Из урока в урок ученики получают определенную информацию, приобретают соответствующий круг знаний, и из урока в урок эта информация осмысливается в самостоятельных творческих разработках. Изделие создается не путем копирования образца, а разрабатывается учеником самостоятельно.
На первых этапах доля самостоятельности может быть и небольшой, поскольку особе внимание придется уделять обучению приемам работы, но творчество будет присутствовать обязательно и на уроках. Первоклассники учатся изготавливать изделие из бумаги, используя приемы сгибания и вырезания; пользуясь ими, можно, например, красиво украсить бумажными салфетками обеденный стол. Учитель не просто показывает первоклассникам эти удобные и интересные приемы оформления стола, не только научит им детей, но еще и обязательно заострит внимание учеников на «привязанности» каждого из способов к определенной жизненной ситуации.
Подробно о педагогике:
Возрастные особенности развития звуковой культуры речи
Прежде чем говорить о возрастных особенностях, рассмотрим, как устроен речевой аппарат. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного). Центральный речевой аппарат находится в головном мо ...
Теоретико-множественное истолкование натурального числа
Число, важнейшее математическое понятие. Возникнув в простейшем виде ещё в первобытном обществе, понятие число изменялось на протяжении веков, постепенно обогащаясь содержанием по мере расширения сферы человеческой деятельности и связанного с ним расширения круга вопросов, требовавшего количественн ...
Исследование уровня развития орфографических навыков младших школьников с
использованием средств ИКТ
Данная экспериментальная работа предполагала в качестве первого этапа исследования выявление актуального уровня развития орфографических навыков учащихся. Эксперимент проводился в Гимназии №2 г. Красноярска. В констатирующем эксперименте мы использовали такие методы исследования, как анализ письмен ...