Сущность и истоки жестокого обращения с ребенком в семье

Страница 2

Домашнее насилие, в том числе над женщиной, может выглядеть ситуативным, случайным результатом несдержанности, яркой вспышки в ответ на «провокацию» жертвы именно так его и предпочитают объяснять насильники. Тем не менее, как правило, в подобных случаях существует определенная повторяющаяся динамика развития ситуации, которые описывается «циклом насилия». При этом с каждым новым витком выраженность проявлений насилия нарастает.

Типичным фактором риска развития подобного сценария является формирование созависимости, то есть нездоровой связанности друг с другом, на предварительной стадии, в самом начале знакомства и первой стадии, которую условно можно назвать «медовым месяцем». Партнеры переживают яркие чувства, противопоставляют себя всему миру, иногда даже враждебно относятся к нему и к остальным представителям своего или противоположного пола. Кроме них двоих им никто не нужен, не интересен. Тем самым, в частности, подготавливается изоляция будущей жертвы от возможных источников поддержки – знакомых, друзей, родственников.

Цикл запущен. На его первой стадии потенциальный насильник создает ситуацию, в которой у будущей жертвы не останется иного выбора, кроме поведения, оправдывающего насилия над ней. Этот этап можно назвать «стадией тысячи и одного правила». Потенциальный насильник устанавливает огромное количество все новых и новых иррациональных, бессмысленных правил поведения для будущей жертвы, в том числе противоречащих друг другу, которые часто касаются бытовых мелочей и неизбежно нарушаются, поскольку всех их невозможно предугадать и соблюсти. В результате происходит рост напряжения и «справедливого» раздражения с его стороны. Раз за разом насильник создает ситуацию, когда жертва не справляется с выполнением своих обещаний, обеспечивая завязку своего сценария насилия.

Например, с жертвы берется обязательство, что она будет поддерживать в доме образцовый порядок, а вернее, того образца, который задан насильником. Далее жертве задается очень напряженный график на определенный день, и у нее просто физически не остается времени на уборку, в том числе и последствий выполнения этого графика. Теперь насильнику остается только явиться в неубранный дом и устроить скандал или произвести справедливое возмездие. Если в «сценарий» насильника входит алкоголь, то он вполне может предварительно напиться, поскольку оправдание этого у него уже «в кармане» как же не выпить с горя, имея такую жену!

Вторая стадия – взрыв. Представляет собой высвобождение агрессии, насилия по отношению к жертве в той или иной форме, описанной выше, – от избиения, изнасилования, применения оружия до скандала, изощренного «интеллигентного» психологического издевательства, унижения. Таким образом насильник утверждает свою власть и право на контроль в доме.

На третьей стадии партнеры переживают новый «медовый месяц». В этот и последующие возвраты к данной стадии насильник раскаивается, просит прощения, обещает, что это никогда не повторится, даже соглашается (при последующих повторах) обратиться к семейному консультанту, приносит цветы, подарки, в прямом и переносном смысле носит жертву на руках. Жертва прощает, возвращается или позволяет насильнику вернуться (если имел место разрыв), забирает заявление из милиции или о разводе, если оно было подано. Она чувствует себя счастливой, тем более по контрасту с предшествовавшим ужасом, и полна надежд. Тем не менее чувство вины и раскаяние насильника не являются подлинны-ми, а продиктовано, скорее, страхом разоблачения и нежелательных последствий – обращения жертвы за помощью в соответствующие органы, ее уход и т.д. Насильник часто говорит или подразумевает, что хотя он не должен был «делать этого», но не смог совладал, со своим характером, был пьян и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Влияние стиля общения учителя на общение младших школьников
Младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от взрослого. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет поведение ребёнка, его сторону общения. Стиль общения взрослого определяет их поведение в классе во время ...

Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
После двухнедельного обследования, заполнения речевых карт, определения задач и методов коррекционного обучения, составления перспективного плана логопед приступил к проведению занятий фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных. Занятия проводил по формированию лексико-грамматических средств языка ...

Воспитательный потенциал внеклассных мероприятий
В школе всегда найдется множество тем, событий, достойных яркого и образного воплощения в стенгазете, на стенде или выставке. Расскажем лишь о наиболее важных темах школьных тематических выставок. Каждый стенд, стенгазета или выставка должны воспитывать на боевых и трудовых традициях народа, привив ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru