· коррелированности;
· «фиксированной» локализации («стабильной» артикуляции);
· константности артикуляционных позиций (имеет место большой и в значительной мере случайный «разброс» артикуляций);
· релевантности, т.е. соответствия этих артикуляций орфоэпическим (фонетическим) нормам родного языка [ Глухов В.П.].
Только в период лепета (который выражается в произнесении сочетаний звуков, соответствующих слогу, и продуцировании различных по объёму и структуре слоговых рядов) эти нормативные особенности звукопроизношения постепенно начинают проявляться. В этот период складывается «синтагматическая организация» речи: формируется «структуризация» слога (появление «протосогласного» и «протогласного»), отмечается разделение потока речи на слоговые кванты, что свидетельствует о формировании у ребенка физиологического механизма слогообразования. Через 2-3 месяца речевые проявления получают новое «качество». Появляется своеобразный эквивалент слова, а именно – замкнутая последовательность слогов, объединённая акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов. При нормальном развитии ребёнка «гуление» в 6-7 месяцев постепенно переходит в лепет. По данным Р.Якобсон, лепет начинается с неопределённых звуков, которые ещё не являются ни согласными, ни гласными. Винарская Е.Н. отмечает, что начальный лепет воспроизводится аутоэхолалически по механизму обратной тактильно – кинестетической связи. Ребенок подражательно воспроизводит близкие с его собственными звуками слуховые раздражения из внешней среды. В 8,5 -9 месяцев лепет уже имеет модулированный характер с разнообразными интонациями. Значение лепета в развитии речи переоценить нельзя, так как А.Н.Гвоздев отмечал, что лепет способствует выработке элементов произношения, становятся более устойчивыми и определенными артикуляции отдельных звуков, начинает функционировать слуховое сосредоточение на речи взрослых, развивается активное воспроизводство слогов под руководством слуха. В возрасте 7-9 месяцев ребёнок делает попытки подражать взрослому, произнося звуки. В возрасте 9-10 месяцев происходит качественный скачок в речевом развитии ребёнка. Появляются первые «нормативные», предметно-отнесённые слова (соответствующие лексической системе данного языка). Круг артикуляций в течении двух-трёх месяцев не расширяется, равно как нет отнесения звуков к новым предметам или явлениям; при этом тождество употребления псевдослова обеспечивается не только и не столько тождеством артикуляции, сколько тождеством звукового облика целого слова. По данным исследований И.Е.Исениной, лепетные слова являются протознаками: в них имеются зачатки номинативных значений, интонаций, грамматических категорий, их употребление соотносится с элементарными правилами диалога. Они обозначают не отдельный предмет, а всю ситуацию в целом, для функционального определения их статуса необходимо привлечение паралингвистического материала. В возрасте 10-12 месяцев ребёнок все существительные (которые являются практически единственной представленной в «грамматике» ребёнка частью речи) употребляет в именительном падеже в единственном числе. «Приостановка» фонетического развития в этот период «речевого онтогенеза» (на срок 3-4 месяца) связана со значительным увеличением числа слов активного словаря и, что особенно важно, с появлением первых настоящих обобщений, хотя и соответствующих, по концепции Л.С.Выготского, «синкретическому сцеплению предметов по случайным признакам». В речи ребёнка появляется языковой знак. Слово начинает выступать как структурная единица языка и речи.
Усвоение ребёнком последовательности звуков в слове есть результат выработки системы условных связей. Ребёнок подражательным путём заимствует определённые звукосочетания (варианты звукопроизнесения) из речи окружающих людей. При этом, осваивая язык как целостную систему знаков, ребёнок осваивает звуки сразу как фонемы.
По данным ряда исследований, фонетический слух формируется в очень раннем возрасте. Сначала ребёнок учится отделять звуки окружающего мира от звуков обращенной к нему речи. Ребёнок активно ищет звуковое обозначение элементов окружающего мира, улавливая их из уст взрослых. Однако он использует заимствованные у взрослых фонетические средства языка «по- своему». Способность воспринимать фонематически все звуки языка, дифференцировать их по наименее значимым признакам формируется у ребёнка только к концу второго года жизни [Ржевкин 1936, Швачкин 1948], а в возрасте от двух с половиной до трёх лет дети начинают выступать в качестве борцов за правильное произношение, несмотря на то, что сами допускают ещё много фонетических ошибок в силу недостаточной способности умения управлять своим речевым аппаратом [Бернштейн 1966; Гвоздев 1961; Чуковский 1964]. Выделение фонем (по данным Швачкина) происходит в процессе их фонематического противопоставления в следующей временной последовательности: сначала выделяется гласная а в отличие от прочих гласных; затем дифференцируются и - э, у-о, и – у, э – о, и – о, э – у. Затем согласные звуки дифференцируются на сонорные и шумные. Примерно через год различается мягкость и твердость согласных. По мнению известных исследователей речевого слуха детей (Ф.А.Рау, Ф.Ф.Рау, Н.Х.Швачкин, Л.В.Нейман) к началу третьего года жизни фонематический слух ребёнка оказывается достаточно сформированным.
Подробно о педагогике:
Влияние игрушки на развитие
эмоционально-нравственной сферы
Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства и эмоции носят личностный характер. Они связаны с потребн ...
Пути и средства формирования иноязычной письменной речи
А теперь посмотрим, какие же упражнения при обучении письму можно и нужно использовать. Большинство методистов предлагают в той или иной степени похожие группы упражнений для обучения письму и письменной речи. Н.Д. Гальскова, выделяя 2 аспекта при обучении письму: 1) работу над техникой письма (раз ...
Дидактическая игра как одно из средств формирования представлений о
сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Бл ...