Возрастные особенности развития звуковой культуры речи

Актуально о образовании » Звуковая сторона речи » Возрастные особенности развития звуковой культуры речи

Страница 3

Важная роль принадлежит системам временных нервных связей – динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Звуковая сторона усваивается ребёнком постепенно. Процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н.Гвоздева, В.И.Бельтюкова, Д.Б Эльконина, М.Е.Хватцева, Е.И.Радиной. Освоение артикуляции звуков речи – очень сложная задача, и хотя ребенок начинает «упражняться» в произнесении звуков уже с полутора-двухмесячного возраста, для овладения речепроизносительными навыками ему требуется три-четыре года. Многие авторы отмечают неравномерный, скачкообразный характер речевого развития у детей. Оно может замедляться, останавливаться, а в ряде случаев иногда наблюдается регрессия (А.Н.Гвоздев; Д.Б.Эльконин и др.), что связано не только с состоянием здоровья и особенностями наследственной программы, но также с потоком информации, поступающим по различным информационным каналам. Существует определенная последовательность в развитии как предречевых вокализаций, так и в усвоении грамматических категорий.

В.А.Богородский выделял 4 периода:

* подготовительный период, или период рефлекторных криков и гуления, начинающийся со дня рождения и заканчивающийся на втором году жизни;

* период упрощенного произношения слышимых слов, продолжающийся около четырёх месяцев;

* период большего приближения к произношению окружающих, продолжающийся около шести месяцев;

* период, когда ребёнок, уже достаточно овладевший звуками языка, переходит к обычной речи.

Н.Х.Швачкин выделил два периода в развитии речи детей - дофонемную (просодическую) речь и речь второго периода – фонемную.

А.Н.Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до трёх лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й - школьный

Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребёнок должен:

· быть психически и соматически здоровым;

· иметь нормальные умственные способности;

· иметь нормальный слух и зрение;

· обладать достаточной психической активностью.

Ребёнок появляется на свет, и своё появление он знаменует криком. Крик – первая голосовая реакция ребёнка. И крик, и плач ребёнка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. В звуковой структуре врожденных младенческих криков, возникающих в связи с развитием дискомфортных состояний, обнаруживаются переходящие друг в друга четыре зоны различной субъективной ценности. Там, где оборонительная реакция наиболее или наименее интенсивна (зоны максимальной и минимальной субъективной ценности), голосовая реакция искажается и маскируется шумами или вообще не выявляется замещаясь шумами. Там же, где интенсивность оборонительной реакции умеренная (зоны умеренной субъективной ценности), - в начале криков и на их спаде, - там голосовая реакция наиболее отчетлива и отдалённо напоминает гласные звуки речи или журчание ручья. Для ребенка первого года жизни «речевой тренинг» в произнесении звуков – это своего рода игра, непроизвольное действие, которое доставляет ребёнку удовольствие. Ребёнок упорно, на протяжении многих минут, может повторять один и тот же звук и таким образом упражняться в его артикуляции. Период гуления отмечается у всех детей. А.Н.Гвоздев характеризовал гуление в отличие от криков как «согласные, возникающие на фоне скользящего гласного и фонетически мало определённые с точки зрения их места образования». Уже в 1,5 месяца, а затем – в 2-3 месяца ребёнок проявляет голосовые реакции в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Именно они позднее становятся основой для становления членораздельной речи. Гуление (по своим фонетическим характеристикам) у всех детей народов мира одинаково. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.п. Ребёнок в процессе гуления как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Чтобы развить навыки гуления, педагоги рекомендуют родителям так называемое «зрительное общение», во время которого ребёнок всматривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. В большинстве случаев при первых проявлениях гуления его родители начинают разговаривать с младенцем. Ребёнок подхватывает услышанные им звуки из речи взрослых и повторяет их. В свою очередь взрослый повторяет за ребёнком его «речевые реакции». Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию всё более сложных предречевых реакций ребёнка. В период гуления (модулированное произнесение отдельных звуков, по своим характеристикам соответствующих гласным) звуковая сторона детской речи лишена четырёх важнейших особенностей, присущих речевым звукам:

Страницы: 1 2 3 4 5

Подробно о педагогике:

Мотивы учения младших школьников и их формирование
В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во в ...

Методический анализ учебного материала по теме «Языки программирования баз данных и СУБД»
Разделы рабочей программы дисциплины «Языки и системы программирования» № раздела Разделы дисциплины Количество часов Всего Лекционных ПЗ или ЛР 1 Введение 2 2 - 2 Основные понятия программирования 10 8 2 3 Средства и системы программирования 22 22 - 4 Структуры данных, понятие структуры, методы их ...

Характеристика базы и методов исследования
Исследование проводилось на базе БОУ "СОШ № 162". Адрес школы - улица Лобкова, 4. Директор школы - Чубарева Ирина Николаевна. Школа была открыта в 1930 году. Она относилась к Омскому кусту школ Западно-Сибирской железной дороги и считалась железнодорожной школой № 2 имени В.И. Ленина. В 1 ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru