Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Актуально о образовании » Модели управления учебной деятельностью младших школьников на примере уроков природоведения » Анализ результатов исследования, полученных через детское литературное и художественное творчество

Страница 3

Линии природы учат добру, восприятие ее тонов способствует постижению гармонии окружающего мира, Человека и Космоса. Характерны воспоминания писательницы Е.И. Фортунатто о знаменитом И.И. Шишкине. Однажды она была застигнута грозой и шла к своей даче под проливным дождем. Увидела художника. Он стоял в луже, босиком, простоволосый, вымокшие блуза и брюки облепили его тело.

-Иван Иванович! Вы тоже попали под дождь?

-Нет, я вышел под дождь! Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель. И темный лес вдали!

Сам пейзажист любил повторять: «Живопись есть немая, но вместе теплая, живая беседа души с природою и Богом» [22, С. 59].

В психологической диагностике рисунка резкие, жесткие, прямые, угловатые линии читаются как выражение негатива агрессии, конфликтности. Но существует и обратная зависимость между жестами, действиями человека и его психологическим состоянием, направленностью развития. Например, улыбка может развеять грустные мысли. Аналогичная тенденция прослеживается и в детском рисунке.

Трогает детей и наводит на размышление история из жизни Ильи Ефимовича Репина. Однажды маленький Илюша тяжело заболел. Взрослые решили, что его невозможно спасти. А он, лежа в постели, вдруг попросил краски и принялся рисовать среди зимы куст шиповника. Все вспомнил: и цвет ароматных лепестков, и форму листьев, и бутоны. Забыл только, как листочки к стебельку прикрепляются. Чтобы посмотреть на зеленый куст шиповника, надо было дождаться весны. Может быть, это и спасло его? Ведь мальчик вернулся к жизни, и каким художником стал! [22, С. 59].

Рисованию по памяти предшествует наблюдение, созерцание природы, в процессе которого дети наслаждаются ее красотой, переживают радость открытий. Рисование растений и животных сближает с природой, позволяет преодолеть колоссальный отрыв от нее, который образовался вследствие чрезмерной урбанизации окружающей жизни. Получив задание воспроизвести в памяти какой-нибудь запомнившийся уголок природы, как минимум каждый четвертый ученик воспроизводил иллюстрацию со страниц школьных учебников. Перечисляя животных, которых они видели, многие ограничивались 5-6 наименованиями, а радугу в природе своими глазами наблюдал один из 10.

Вот почему в процессе изобразительного творчества так ценен этап наблюдения и рисования с натуры. «Оказывается, один одуванчик бывает выше другого почти в четыре раза, а его листья растут прямо из земли!» - такого рода реплики можно часто услышать на пленэре. И, что особо важно, в процессе рисования юные художники остро переживают хрупкость наблюдаемой красоты, привыкают дорожить каждой секундой неповторимой игры ее красок. Чуть продвинется по небу солнце, переместится тень или набежит облачко - и вот уже все изменилось, все совсем не так, как минуту назад. А осень?! Буйство красок, нарисовать которое только успевай!

Если вы думаете, что мир линий и красок открывается учащимся через учебники экологии или природоведения, то задайте им лишь один вопрос. Его как загадку учитель предлагает детям 6-9 и 10-12 лет. Представьте ствол дерева у самой земли. Какой он? «Широкий, большой», - отвечают они. А теперь мысленно переведите взгляд на самую макушку дерева. Что там? «Много тонких веточек». Уточняется: «Толстого ствола там нет?».

«Нет!» - обычно смеются ученики. «А куда он исчез?» - задается главный вопрос. Пауза. Смотрят на учителя - видят и не видят, потому что мысленно «просматривают» дерево снизу доверху. Далее начинают сыпаться предположения: «ствол кончается, и из него растут ветки», «ствол закрывают листья, поэтому его вверху не видно .» Наконец кто-нибудь один (!) скажет: «Ствол расходится на ветки, сначала на толстые, потом - тоньше и затем -самые тоненькие». Здесь уже предлагается понаблюдать, как ствол делится на ветки. Сколько удивительных открытий! Оказывается, что у начала ствола ветка толще, что форма и длина всех веток разная (а мы-то как рисовали?!), что ствол «худеет» с каждой новой веточкой и т.д. На следующих занятиях выяснится, что не только белый ствол березы отличается от остальных, коричневых по цвету, но и разные породы деревьев с коричневым стволом отличаются и линиями, и по тону. С каждым открытием природа становится все уникальнее, а картина окружающего мира все многоцветнее. И с каждым разом растет потребность видеть красивое в природе, дорожить им, передать это волшебство доступными средствами, беречь ее. Тот, кто простоял целый час на коленях перед одуванчиком, срисовывая в свой альбом, уже не затопчет его ногами, выплескивая свою агрессию, негативные эмоции. Он, скорее, вернется к цветку или к дереву, которое когда-то рисовал с натуры, чтобы «поговорить», «поделиться огорчениями», даже «посоветоваться». Именно так поступают младшие школьники, для которых природа - значимый другой. У них чрезвычайно развиты способности к анимизму, они наделяют представителей животного и растительного мира человеческими чувствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Подробно о педагогике:

ТРИЗ и образовательная сфера
Темпы развития современной цивилизации, в отличие от древних времен и средневековья, очень высоки. Человечеству приходится за единицу времени решать гораздо больше проблемных задач, чем раньше. А вслед за каждой решенной проблемной задачей появляются новые, которые также нужно решать. Решение пробл ...

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
одаренный ребенок воспитание педагогический Развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования, в связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности. Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться те ...

Принципы организации высшего образования по специальности "Машиностроение"
История развития кафедры «Автоматизированное машиностроение» начинается с 1958 года, то есть сразу после появления нашего вуза на Калининградской земле. За годы своего существования кафедра в своем развитии прошла ряд этапов. Первоначально по решению министерства высшего образования СССР, кафедра и ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru