Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории

Актуально о образовании » Психолого-педагогические аспекты организации групповой работы старшеклассников на уроке истории » Опытно – экспериментальная работа по проверке эффективности организации группой работы школьников-старшеклассников на уроке истории

Страница 7

Предлагает проанализировать характер общения в группе, характер совместной деятельности, отметить роль учащихся, поддерживавших диалогическое общение, сотрудничество.

Эффективность экспериментальной методики организации групповой учебной работы проверялась с учётом следующих выбранных показателей: интерес школьников к групповой учебной работе; осознанное отношение к своим товарищам; адекватность самооценки своих результатов, уровень сформированности умений работы в группе, который определяет успешность результатов.

По этому показателю было выделено три уровня: высокий, средний, низкий (см. рис 1).

Рис 1. Уровень сформированности умений работы в группе

Диаграммы показывают в сравнении уровень умений работы в группе старшеклассников до начала формирующего этапа эксперимента (левая диаграмма) и после формирующего эксперимента (правая диаграмма).

Анализ диаграмм позволяет заметить, что у учащихся экспериментальных классов наблюдается устойчивая тенденция к сокращению низкого уровня сформированности умений работы в группе (с 79% до 56%) и, в то же время, увеличивается число ребят с высоким уровнем сформированности умений работы в группе (с 6% до 12%).

Критерием эффективности групповой работы можно считать и режим времени. Школьники экспериментального класса гораздо быстрее выполняли учебные задания в сравнении с учениками контрольного класса.

Самооценка, взаимооценка и экспертная оценка успешности организации групповой учебной работы осуществлялась на основании анкетирования учащихся.

С этой целью использовалась методика М.Н. Казанкиной. В результате анкетирования было установлено, что к концу обучения уровень самооценки приблизился к уровню взаимооценки и экспертной оценки. Это означает, что в результате применения групповой учебной работы у значительной части учащихся старшего школьного возраста формируется адекватная самооценка своих результатов.

Косвенным показателем успешности организации групповой работы учащихся служит и динамика изменения интереса к изучаемому предмету (предметной области).

В экспериментальном классе наблюдается очевидные изменения при анализе направленности предметных интересов старшеклассников (см. диаграмму 4).

Число учащихся, которые называют историю в числе приоритетных, значимых предметов, определяющих интересы школьников, увеличивается.

Диаграмма 4.

Предметная направленность интересов учащихся

1-интересы физико-математического содержания

2-интересы общегуманитарного содержания

3-интересы естественнонаучного содержания

Анализ учебного процесса, проводимого в экспериментальном классе, показал, что у школьников-старшеклассников наблюдается устойчивая тенденция к росту числа учащихся, демонстрирующих более высокий уровень обученности, нежели до эксперимента.

У школьников контрольной группы результаты остаются практически прежними (см. таблицу 5).

Таблица 5.

Уровень обученности школьников в экспериментальной и контрольной группах

Всего обследовано учащихся

До начала эксперимента

После формирующего эксперимента

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Экспериментальная группа (19 чел.)

1

5

10

2

7

7

Контрольная группа (27 чел.)

7

12

8

7

11

9

Таким образом, опытно-экспериментальная работа на этапе формирующего эксперимента позволила нам подтвердить гипотезу о том, что условиями эффективного использования групповой формы организации в процессе обучения истории являются: необходимость осуществления диагностики познавательных возможностей всего класса и каждого учащегося в отдельности и учёт её результатов при отборе содержания групповой работы; учёт зависимости применяемых на занятиях видов групповой учебной работы от характера выполняемых учащимися заданий; использование личностного потенциала каждого участника группового взаимодействия; владение учителем комплексом организационно-педагогических умений, обеспечивающих эффективное управление групповой деятельностью школьников-старшеклассников.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Подробно о педагогике:

Понятие профессиональная компетентность педагога
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педаго ...

Особенности использования проблемного обучения в начальной школе
В основе технологии проблемного обучения лежит метод проблемного изложения материала. Проблемный метод - это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отд ...

Психологическая и лингвистическая характеристика диалогической речи
Диалог - генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них, что находит отражение в ст ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru