К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.
К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь - умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка. К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.
Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее.
К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.
К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р].
К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения. К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.
Ребенок за период дошкольного детства практически овладевает речью. В это время у ребенка происходит не просто механическое накопление словаря, не простое копирование взрослой речи и усвоение набора определенных речевых штампов, а постижение и усвоение законов, по которым действует такой сложный живой механизм, как язык.
Таблица 1. Схема нормального развития детской речи - усвоение звуковой стороны языка (по А.Н. Гвоздеву) [15].
Период |
Подпе-риод (или этап) |
Воз-раст |
Слоговая структура слов |
Усвоение звуковой стороны языка |
Отдельные наблюдения ребёнка над явлениями языка | ||
Звуки |
Стечения согласных | ||||||
Предложения из аморфных слов-корней |
Однословное предложение |
1 год 3 мес.- 1 год 8 мес. |
Часто воспро-изводится один слог в слове (ударный) или два одинако-вых слога: «га-га», «ту-ту». |
а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь |
Нет |
Нет | |
Предложение из двух слов-корней |
1 год 8 мес |
Воспроизводятся двусложные слова. В трёх сложных словах часто опускается один из слогов. |
хь, ць, й Часто опус-кается начальный звук в слове или ко-нечный согласный. |
Появляются в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк |
Нет | ||
Усвоение грамматической структуры предложения |
Первые формы слов |
1 год 10 мес.- 2 года |
В трёхсложных словах всё ещё иногда опускается слог, чаще предударный: «кусу» (укушу); может сохраняться количество слогов в четырёхсложных словах словах. |
К 2-м годам тыёрдые: н, т, д. |
Большинство стечений замещаются одним звуком |
Нет | |
Усвоение флексой системы языка |
2 года- 2 года 6 мес. |
В много-сложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда прис-тавки |
Твёрдые: с, л, затем: ы, в, р, з. Смешения артикуляцион-но близких звуков. |
Всё ещё не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. |
Нет | ||
Нарушается редко, главным образом в ма-лознакомых словах. |
ч, ш, ж, щ, твёрдый ц |
Заканчивается усвоение групп со-гласных |
Нет | ||||
Усвоение морфологической системы русского языка |
3 года 4 года |
З в у к о в а я с т о р о н а р е ч и у с в о е н а |
После 3-х лет оценка чужого и своего про-изношения. Вопросы о значении слов | ||||
4 года 5 лет |
С 4 лет 6 мес. попытки объяснить слова на основе их значения «Детские этимологи» С 5 лет размышления по поводу рода сущ-х; наблюдения над семантикой | ||||||
Подробно о педагогике:
Формирование личностных качеств в процессе воспитания
Неэффективность воспитательной работы в школе во многом объясняется тем, что ее научно-методическое освещение зачастую характеризуется недостаточной четкостью, неконкретностью, а иногда и определенной теоретической аморфностью. Например, если речь идет о патриотическом или трудовом воспитании, то о ...
Неформальные объединения молодежи
Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Неформальные объединения - это явление массовое. Ради ...
Подготовка и проведение педагогического эксперимента по модели
стимулирования эвристической деятельности младшего школьника на уроках
природоведения
«Образование без воспитания нравственности - это взращивание угрозы обществ» (Теодор Рузвельт). Приобщение ребенка с ранних лет к природе, возвращение его к естественной среде обитания имеет очень большое значение не только для формирования его нравственности, но в еще большей степени отвечает совр ...