Сущность методического анализа

Страница 2

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что результатом отбора содержания учебного материала по предмету является выбор педагогом конкретного учебника (или учебников, или иной информации) для представления учебного материала к уроку.

Под структурно-логическим анализом понимаются выделение элементов знаний (учебных элементов), их классификация, а также установление связей и отношений между ними.

Учебный элемент (УЭ) – любое подлежащее изучению понятие, обозначающее техническое устройство, явление, физический процесс, закон и т. д. При этом способы выражения информации (формула закона или график зависимости) не считаются учебными элементами.

Характеристика учебных элементов:

Объём (количество объектов, охватывающих данным учебным элементом);

Содержание (совокупность существенных свойств,классов, предметов или явлений, отражаемых с помощью данного учебного элемента);

Связи и отношения данного учебного элемента с другими учебными элементами.

Классификация учебных элементов проводится по нескольким основаниям. Например, по времени формирования выделяются опорные и новые понятия. К опорным относятся понятия, на основе которых формируются новые знания, приемы умственной и практической деятельности учащихся. К новым относятся понятия, впервые формируется на уроке. Следующее основание для классификации - это уровни усвоения понятий. Возможна четырехуровневая система (по к П- Беспалько):

знакомство - уровень понятий второстепенного характера, которые учащийся должен узнавать, классифицировать, а также знать их определения и назначение. Например, в электротехнике это параметры электрических цепей с несинусоидальными токами и напряжением, режим параллельной работы трансформаторов и т. д.;

воспроизведение - уровень понятий, которые используются для объяснения характеристик и конструкций электротехнических объектов (понятий, описывающих геометрические свойства электрической цепи, конструкции электрических аппаратов, электрических машин и др.);

умение- уровень понятий, используемых для анализа физических явлений и процессов в электрических цепях (например, методы расчета электрических цепей);

трансформация - уровень понятий, изучаемых как навык и применяемых для решения задач творческого характера.

Результаты структурно-логического анализа:

Спецификация учебных элементов;

Граф учебной информации;

Структурно-логическая схема.

Спецификация - табличная форма представления структурно-логического анализа. Спецификация содержит названия УЭ (понятий) учебного материала, классификацию их по различным основаниям и символы обозначающие понятия. См. рисунок ниже

№ п/п

Название учебных элементов(понятий)

Опорное понятие

Новое понятие

Символ

Уровень усвоения

Граф учебной информации – способ выявления и наглядного представления связей между учебными элементами. Структура графа учебной информации: совокупность точек (вершин), соединенных ребрами, точка – учебный элемент, ребро – связь между элементами. Учебные элементы располагаются на горизонталях (порядках) – смысл группы обобщения (понятие - комплекс).

Правила построения графа учебной информации:

Учебный элемент (название темы) располагается вне порядков;

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...

Психологические теории мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сам ...

Результаты диагностического исследования
Результаты исследования по методике №1. "Классификация" представлены в таблице 1. Таблица 1 Методика №1. "Классификация" Результаты исследования Уровень развития Высокий Средний Низкий Количество детей 0 10 10 По данным таблицы 1, низкий уровень отмечается у 50% детей (10 челове ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru