— практическая помощь семье в воспитании детей;
— организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
— вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
— активизация их педагогического самообразования и др. [1, 87]
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех — и для учителей, и для родителей. Сколь - нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры [1, 89].
Под педагогической культурой родителей понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности, которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей с отклонениями в развитии [24, 26].
Весьма существенно при этом и отношение родителей к воспитанию. Ответственное отношение к родительским обязанностям, желание как можно лучше воспитать своих детей — неотъемлемая составная часть педагогической культуры родителей.
В области коррекционной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми [24,31].
Педагогическую культуру рассматривают в связи с общими социально-педагогическими условиями воспитания, которые включают в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер межличностных отношений в семье.
В соответствии с этим работа с родителями строится на принципах сотрудничества.
Признаками такого сотрудничества являются:
— осознание цели деятельности каждым участником процесса;
— четкое разделение и кооперация труда между его участниками;
— личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
— положительные межличностные отношения [14, 32].
В конце 90-х — начале 2000 года меняется позиция родителей: они становятся активными участниками процесса воспитания детей. « .Надо сделать так, чтобы школа не подменяла родителей, не отторгала их от детей, а соединяла их друг с другом, давала возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия» [1, 114].
Работа с родителями — это сложная и важная часть деятельности коррекционного педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Е.А. Аркин, выделяет основные задачи, стоящие перед дошкольным школой в работе с родителями:
1) изучение семей детей;
2) привлечение родителей к активному участию в деятельности школы;
3) изучение семейного опыта воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;
4) просвещение родителей в области коррекционной педагогики и детской психологии [2, 43-44].
Основным противоречием, возникающим, при реализации задач сотрудничества школы и семьи, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьей, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества педагогов и родителей.
Интересен опыт исследования такого сотрудничества в Англии. Так, Линдон Дженни исследовала участие родителей в воспитании детей.
Г. Паг и Б. Тайзард посвятили ряд работ подключению родителей к деятельности школ. На основе этих исследований выделено пять главных подходов к сотрудничеству: три — предложены, в основном, профессионалами и два — родителями [1, 154-156].
Подробно о педагогике:
Содержание обучения письменной речи
На различных этапах содержание обучения письменной речи будет различным, но последовательным. Именно поэтому на среднем этапе обучения английскому языку в школе формирование письменной речи не рассматривается в качестве цели обучения. Путь к письменной речи довольно длителен и далеко не прост. [14; ...
Виды и формы внеклассной работы по русскому языку
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. По способу подачи языкового материала выделяют устные и письменные формы; по частоте проведения - систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников - индивидуальные, г ...
Сущность предметной одаренности
Одаренность - это высокий уровень способностей человека, что позволяет ему достичь особых успехов в определенной области деятельности. Различают общую и специальную одаренность. Общая умственная одаренность проявляется в овладении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необх ...