Программа создана на основе многолетних наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми. Мотивация творческих действий таких детей, найденная ими стратегия изобразительной деятельности, их стремления, чувства, озарения и осознания послужили материалом для создания системы задач и заданий, помогающих каждому ребенку развить в себе природные потенции таланта. Автор программы придерживается концепции универсального механизма таланта психологов И. Акимова и В. Клименко, согласно которой талант это норма, достижение которой зависит от гармоничной работы и развития механизма таланта, начиная с детства.
Программа «Искусство в познании мира» рассчитана на многолетнее обучение через два этапа. Программы двух этапов обучения, будучи содержательно и концептуально взаимосвязанными, предназначены для двух различных форм обучения - школы эстетического развития (2 года обучения) и студийной (5-8 лет обучения) и могут быть использованы в единстве и самостоятельно. Система тем и заданий программы, следуя оптимальной стратегии действий, методов, устремлений, характерных для творчества талантливых детей, предназначена для работы со всеми детьми, поэтому рекомендуется зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзаменов.
Структура программы имеет фрактальную (fraction (англ.) -частица, доля, крупица) природу, в графическом выражении ее легче всего представить в виде растущего дерева. Изменчивая природа фрактальных структур подразумевает эволюционные процессы самоподобных форм и образов, стремящихся к бесконечному разнообразию, не смотря на то, что в их основе лежит небольшой набор первоосновных черт. Так, в маленьком зернышке, в спирали ДНК задается не точное описание конечного объекта, а правило, по которому будет расти и развиваться такой живой организм, как дерево. В структурную основу программы, образно выражаясь, в зерно, легли следующие простые истины:
• импульсы, побуждающие человека к творчеству, в каком бы виде искусства он не самовыражался, едины;
• едины законы, по которым живет и развивается мир природы, мир искусства и человек, и в человека заложено все, чтобы свободно творить и понимать природу и искусство.
Зерно программы будет прорастать в трех направлениях в вечном поиске художественно-образных ответов на волнующие человека проблемы:
Тайна души природы
Тайна души человека
Тайна души народа
Используя живительную энергию накопленного человечеством культурного опыта, позволяющего преодолевать пространство и время, используя искусство как машину времени, темы и образы программы позволят ребенку и педагогу избрать свободный путь в процессе эмоционально-чувственного, интуитивного и интеллектуального познания окружающего мира. Структурная основа дает возможность, не повторяясь, создавать содержательные варианты программы, способные не только увлечь детей и педагога, но и объединить деятельность коллективов разного профиля. Идеи программы легли в основу программ студий керамики и рукоделия Краевого дворца пионеров. Эта основа может быть интересной не только для разработки программ студий изобразительного и декоративно-прикладного искусства, но и базой для составления программ других видов искусства.
Программа «Искусство в познании мира» представлена в форме открытых базовых тематических блоков, главная задача которых показать направление бесконечного творческого поиска, стратегию роста ветвей древа познания, на которых появятся живые побеги детского поиска, листья, цветы и плоды детского творчества. Ветви живого дерева переплетаются в процессе роста, так могут переплетаться задания и темы разных содержательных блоков при составлении вариантов программы. Эту идею иллюстрируют годовая интегрированная программа для студийной формы работы «Рождение нового мира», которая объединяла несколько разнопрофильных коллективов Краевого Дворца пионеров: студию ИЗО и ДПИ, драматическую студию, хор, кружок начального технического моделирования, английский клуб.
Подробно о педагогике:
Влияние стиля общения учителя на общение младших школьников
Младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от взрослого. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого – во многом определяет поведение ребёнка, его сторону общения. Стиль общения взрослого определяет их поведение в классе во время ...
Результативность использования аналитико-синтетического метода обучения письму
учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Для оценки эффективности и результативности использования аналитико-синтетического метода обучения письму использовался тот же материал для обследования письма, в исследования принимали участие те же 10 учащихся школы для детей с ТНР (с целью получения достоверных результатов и выявления степени эф ...
Ответственность за нарушение законодательства по вопросам проведения ЕГЭ
В законодательстве РФ содержатся правовые нормы, закрепляющие права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования, установленные законодательством. Однако отсутствовали нормативные документы, уст ...