Талантливые дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы, чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Так, наметилась главная линия программы: обращение тем и заданий, прежде всего к душе ребенка, его нравственному чувству.
Содержание задач и заданий программы «Искусство в познании мира» направлено на сохранение в процессе обучения самого дорогого достояния человека - его самобытности, через возможность свободного выбора цели, пути и способа решения поставленной перед ним проблемы. Знания, которые предлагаются ребенку, даются в форме принципов, а не в виде готовых, не подлежащих обсуждению рецептов. Визуальный, чувственный, творческий и интеллектуальный опыт ребенка подводит его к открытию и пониманию законов, на которые опирается творческая деятельность.
Талантливые дети, прислушиваясь к своей природе, ощущают себя инструментами сил созидания и гармонии. Их ведут мощные природные силы и стремления, подчиняясь воздействию которых они тренируют и совершенствуют свои потенции и чувства через игру, творчество, взаимодействие с природой, людьми, духовным опытом человечества.
Радости и горести, встречи с прекрасным и безобразным, открытия и разочарования — все для них становится материалом для творчества, переплавляется в драгоценный опыт души. Является ли такое отношение к миру уделом отдельных избранных людей, талантливых или гениальных? Ведь каждый человек приходит в мир, чтобы через радости и страдания, взлеты и падения совершенствовать свою живую душу и мир вокруг.
В раннем детстве каждый человек, следуя подсказке природы, подключает к развитию свои врожденные чувства, вступает в мир образных представлений. Наталкиваемый врожденной методикой ребенок
• давая выход спонтанному выплеску эмоций, создает хаос линий или цветных пятен, тем самым обеспечивает себя материалом для работы воображения;
• переживает инсайт, внезапность радостного узнавания, извлекает из хаоса знакомый образ;
• овладевает методикой создания визуального образа путем осмысления того, из чего складывается впечатление;
• обобщая свой визуальный опыт, нащупывает стратегию изобразительной деятельности.
Подобные сложные действия, включающиеся на бессознательном уровне, К.Г. Юнг назвал архетипическими образцами поведения. Когда человек производит творческое действие, подчиняясь архетипу, у него возникает особое ощущение, называемое вдохновением. Большое количество сложной и тяжелой работы проделывается легко, с минимальными энергетическими затратами. У большинства людей, переживших это состояние, остается светлое, радостное ощущение, что их рукой водили высшие силы. Мыслительные процессы, свойственные ребенку, отличаются от рациональных форм мышления взрослых, в подсознании детей преобладают архетипические символы, первичные образы, их действия подчиняются архетипическим способам психического поведения. Значительная часть заданий программы «Искусство в познании мира» напрямую обращена к этой стороне детской психики, и цель этих заданий - формирование творческого начала, расширение личностных горизонтов через подключение неисчерпаемых богатств подсознания к работе сознающего разума. Врожденные методики, мощно побуждающие каждого ребенка к изобразительной деятельности, актуальны и для других видов творчества, в частности для музыки, танца и литературы. «Наше воображение, восприятие и мышление находятся под влиянием врожденных универсально данных элементов» (К.Г. Юнг). Если педагог искусства задался целью помочь развитию таланта каждого ребенка, то его воздействие должно гармонично сочетаться с архетипическими представлениями, чувствами, стремлениями и методами, заложенными в биологию человека и являющимися структурными элементами психики, ответственными за творческое поведение.
Подробно о педагогике:
Методические подходы для развития координационных
способностей у детей среднего школьного возраста
Методические подходы для развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста (Г.П. Виноградов): использование необычных исходных положений изменение скорости или темпа движений "зеркальное" выполнение упражнений усложнение условий выполнения упражнений изменение спос ...
Помощь воспитателей и родителей при закреплении сформированных лексико-грамматических
конструкций
В процессе коррекционной работы логопед работал в тесном контакте с воспитателями и родителями, которые закрепляли речевые навыки, приобретенные детьми на логопедических занятиях. Логопед систематически информировал воспитателей об успехах или недочетах детей на занятиях, для того чтобы в группе к ...
Вопросы художественно-эстетического воспитания школьников
Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества. В этом плане к нему относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу. Искусство выступает прежде всего как специфический (образный) способ позн ...