Могучий природный инстинкт подталкивает талантливых детей к тренировке отдельных структурных элементов психики, ответственных за творческое поведение. В течение нескольких дней ребенок может упорно повторять одно и то же действие, шлифуя и тренируя какое-либо из своих чувств, например, чувство ритма, а спустя некоторое время с таким же упорством и видимым удовольствием начинает тренировать чувство соразмерности. Эта особенность детского поведения использовалась при разработке программы первого этапа обучения (тематический блок «Подарки природы»).
Проявление стремлений, чувств и возможности инструментов, подаренных природой, универсальны. Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества. Если они нашли развитие, например, в танце, то и в изобразительной деятельности, в музыкальном и литературном творчестве они также найдут применение и выход. На этом базируется представление 1 об универсальности механизма таланта, находит объяснение синкретизм восприятия и творческих действий талантливых детей. Опираясь на это, программа предлагает подключение врожденных потенций к развитию через разносторонние виды творческих действий.
Жизнь человека, как и все живое, подвержена биологическим ритмам. Природа заложила в человека неизбежность спадов и подъемов, взлетов и падений. Периоды вдохновения сменяются творческими кризисами, амплитуда колебаний между спадом и подъемом тем значительней, чем выше одаренность личности. Многие талантливые дети во время творческого кризиса испытывают глубокое разочарование, подавленность, прекращают занятия искусством. Мало того, педагоги, ориентированные на успехи, рекорды и победы в конкурсах, теряют интерес к ребенку. считают, что талант ушел, тем самым усиливают переживания, чувство вины, надламывают психику.
С творческим кризисом безуспешно борются, стремятся преодолеть. Для периода подъема характерен яркий эмоциональный отклик на явления жизни, который находит выражение в творчестве. Граница между подъемом и спадом размыта. Наблюдения за работой талантливых детей в период творческого спада дают представление о его трехчастной структуре:
• постепенное угасание эмоционального отклика на явления жизни, затруднение с творческой деятельностью, выражающееся в увеличивающейся дисгармонии в соотношении формы и содержания;
• пауза, когда ни принуждения, ни необходимость, ни волевые усилия не способны заставить человека заниматься творчеством;
• созерцание, наблюдения, накопление знаний, чувств, формальных умений.
Автор программы делает предположение, что природа отвела спаду очень важную роль периода накопления впечатлений и знаний, который можно сравнить со вдохом. Через некоторое время впечатления, перебродив, выплескиваются в творчестве во время подъема. И это можно сравнить с выдохом. При правильном отношении к периоду спада человек входит в новый творческий период обогащенным готовым к качественному росту. При неверном отношении творческая пауза может надолго затянуться, а творческий рост становится проблематичным.
Программа содержит задания, рассчитанные на детей, находящихся в состоянии творческого спада, они основаны на созерцании и спокойном взаимодействии ребенка с материалом, а не на эмоциональном отклике, характерном для периода подъема.
Итак, мы приблизились к выводу, основные положения которого совпадают с концепцией универсального механизма таланта В. Клименко и И. Акимова:
Подробно о педагогике:
Отражение нормативных документов в деятельности детского сада К.Н. Вентцеля
Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) – педагог. Учился в Технологическом институте (1875-76) и Петербуржском университете (1876-77). С 1880 участник революционного народнического движения. С 1919 жил в Воронеже. Препод ...
Внеклассная работа по физическому воспитанию
К внеклассной работе в школе относятся массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа. Основными задачами внеклассной работы является: удовлетворение потребностей школьников в регулярных занятиях по физическому совершенствованию; дать возможность проявить им свой физический потенциал в р ...
Технологии педагогов-новаторов работающих в системе "Развивающего
обучения" на уроках
В данном разделе рассмотрим такие вопросы как: 1) Групповые формы учебной деятельности; 2) Технологии педагогов-новаторов. Крупнейшие психологи и педагоги нашей страны:, Леонтьев, Эльконин, Давыдов, Рахимов, Заиков, Реан – работали над данной проблемой. Исходная форма коллективного творчества в уче ...