Координационные способности - готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (В.И. Лях).
Таким образом, координационные способности служат человеку для правильного и уверенного выполнения двигательных действий. Большой частью координационных способностей является координация (от лат. сoordination - согласование, сочетание, приведение в порядок).
Координация - способность быстро, точно, целесообразно, экономично и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (В.Н. Платонов).
Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа за счет целесообразной организации активных и реактивных сил (Н.А. Берштейн).
Координация - способность к упорядочению внешних и внутренних сил, возникающих при решении двигательной задачи, для достижения требуемого рабочего эффекта при полном использовании моторного потенциала (Ю.В. Верхошанский).
Если сложить все определения в одно, то смысл координации будет в преодолении избыточных степеней свободы. Степени свободы - возможные основные направления движений. В нашем теле находится не менее 107 степеней свободы (О. Фишер), 244 (А.Г. Биленко, Л.П. Говорков, Л. Л Ципин). Это основная задача координации.
К числу основных координационных способностей относятся (Ю.Ф. Курамшин):
способность к ориентированию в пространстве
способность к равновесию
способность к перестраиванию движений
способность к соединению (комбинированию) движений
способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач
способность к выполнению заданий в заданном ритме
способность к управлению времени двигательных реакций
способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом
способность к рациональному расслаблению мышц
К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом (Н.А. Берштейн):
необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой.
преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу.
Упругая податливость мышц.
Координированность позволяет все эти трудности преодолеть. Координированность - результат согласованного сочетания движений в соответствии поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности (Ю.Ф. Курамшин). Как видно из определения, координация, координированность и координационные способности напрямую зависят от состояния организма, согласованности его отдельных частей и внешних условий. Например, координация зависит от гибкости, а гибкость от внешних условий: если температура будет понижаться, гибкость будет уменьшаться, следовательно, координационные способности тоже. Это самый простой из множества примеров.
Существует три вида координации (Д.Д. Донской):
нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечное напряжение. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи.
мышечная координация - согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.
Двигательная координация - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею.
Исходя из всего этого, координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляцией (Ю.Ф. Курамшин).
Подробно о педагогике:
Моделирование и проведение формирующего эксперимента
В данном параграфе описание хода и результата экспериментальной работы по апробации и внедрению элементов системы дидактических игр (Приложение 2), предложенной Т.В.Башаевой, направленных на освоение практических действий, формирование представлений о эталонах цвета и умственных действий по восприя ...
Постановка
обучения решению задач в начальной школе в системе Л.В. Занкова
Разобраться в зависимости между данными и искомыми, найти арифметические действия и порядок их выполнения совершенно необходимо для решения задачи. Возникает следующий вопрос: как поставить обучение решению задач в начальной школе, чтобы оно способствовало развитию логического мышления, общему разв ...
Сущность профессиональной
деятельности социального педагога и ее особенности
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный пе ...