Определение понятий: "координационные способности", "координация"

Актуально о образовании » Развитие координационных способностей у детей среднего школьного возраста » Определение понятий: "координационные способности", "координация"

Страница 1

Координационные способности - готовность индивида к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия (В.И. Лях).

Таким образом, координационные способности служат человеку для правильного и уверенного выполнения двигательных действий. Большой частью координационных способностей является координация (от лат. сoordination - согласование, сочетание, приведение в порядок).

Координация - способность быстро, точно, целесообразно, экономично и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (В.Н. Платонов).

Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа за счет целесообразной организации активных и реактивных сил (Н.А. Берштейн).

Координация - способность к упорядочению внешних и внутренних сил, возникающих при решении двигательной задачи, для достижения требуемого рабочего эффекта при полном использовании моторного потенциала (Ю.В. Верхошанский).

Если сложить все определения в одно, то смысл координации будет в преодолении избыточных степеней свободы. Степени свободы - возможные основные направления движений. В нашем теле находится не менее 107 степеней свободы (О. Фишер), 244 (А.Г. Биленко, Л.П. Говорков, Л. Л Ципин). Это основная задача координации.

К числу основных координационных способностей относятся (Ю.Ф. Курамшин):

способность к ориентированию в пространстве

способность к равновесию

способность к перестраиванию движений

способность к соединению (комбинированию) движений

способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач

способность к выполнению заданий в заданном ритме

способность к управлению времени двигательных реакций

способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом

способность к рациональному расслаблению мышц

К основным трудностям при управлении двигательным аппаратом (Н.А. Берштейн):

необходимость распределения внимания между движениями во многих суставах и звеньях тела и необходимость стройно согласовывать все их между собой.

преодоление большого количества степеней свободы, которые присущи человеческому телу.

Упругая податливость мышц.

Координированность позволяет все эти трудности преодолеть. Координированность - результат согласованного сочетания движений в соответствии поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности (Ю.Ф. Курамшин). Как видно из определения, координация, координированность и координационные способности напрямую зависят от состояния организма, согласованности его отдельных частей и внешних условий. Например, координация зависит от гибкости, а гибкость от внешних условий: если температура будет понижаться, гибкость будет уменьшаться, следовательно, координационные способности тоже. Это самый простой из множества примеров.

Существует три вида координации (Д.Д. Донской):

нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечное напряжение. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях к решению двигательной задачи.

мышечная координация - согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Двигательная координация - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею.

Исходя из всего этого, координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляцией (Ю.Ф. Курамшин).

Страницы: 1 2

Подробно о педагогике:

Организация эксперимента по формированию лексико-грамматических конструкций в группе ОНР
После двухнедельного обследования, заполнения речевых карт, определения задач и методов коррекционного обучения, составления перспективного плана логопед приступил к проведению занятий фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных. Занятия проводил по формированию лексико-грамматических средств языка ...

Общая характеристика речевого развития младших школьников
Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга ." [19, 14]. Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. Развитие речи у реб ...

Запись решения задач
логическое мышление математика школьник занков Что касается записи решения задач, то следует практиковать разные её формы. Когда дети начинают решать задачи в два действия и более, в первое время полезна постановка вопроса в письменном виде, что позволит отчетливее осознать ход решения задачи. Само ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru