Эволюция управления как науки

Страница 2

Сравнение старой и новой организации управления.

Старая организация

Современная организация

Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций

Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих

Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена

Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности

Четко ограничены управленческие группы, управленческая работа отделяется от неуправленческой деятельности

Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой

Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности

Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения

Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения

Акцент на приказ и интуицию

Акцент на коллективную работу

Решающее значение передовых технологий и новых принципов управления в развитии общества легко доказать, рассмотрев историческую эволюцию человечества с позиций искусства управления государствами и умелого использования их стратегического, интеллектуального, военного и хозяйственного потенциала.

В IV в. до н. э. Рим был маленьким, захолустным городком, который постоянно подвергался набегам галлов. Всего лишь через один век Рим подчинил себе всю Италию и стал самым сильным государством древнего мира.

Крошечная Голландия, основная часть территории которой с трудом отвоевывалась у моря для введения в сельскохозяйственный оборот, в XVIII в. была самой богатой и могущественной державой мира

В XIX в. вне конкуренции была Англия. Это страна первой промышленной революции. Чем еще можно объяснить "пассионарные взрывы" в этих странах, кроме талантливого использования передового для своей эпохи комплекса методов управления государством и общественным производством? Но начала научно обоснованной экономики и системы управления ею были заложены трудами "великого шотландца" Адама Смита (1723—1790) и английского экономиста Давида Рикардо (1772—1823). Смелая идея А. Смита о способности рыночной системы к саморегуляции позволила ему сделать обоснованный вывод о разумности минимального воздействия государства на экономику. Другая составляющая его экономической концепции о примате, главенстве индивидуальных интересов над коллективными категорически отвергалась советской идеологией. А. Смит утверждал, что "не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах и об их выгодах".

Во все века люди прекрасно понимали практическую выгоду разумного хозяйствования, но странный факт — до XX в. лишь немногие мыслители задумывались о методах и средствах управления. Однако невиданные ранее масштабы производства со всей остротой поставили вопрос о формировании научных методов управления. Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные на решение конкретных проблем, на разработку практических рекомендаций.Научные основы управления производством были заложены в 1911 г., когда американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу "Принципы научного управления".Идеи Тейлора были развиты многими его последователями, например, Г. Эмерсоном — одним из лидеров движения за научное управление производством. Многие идеи этих ученых не потеряли своего значения и в наши дни, и даже применительно к управлению системой образования. Вот, например, взгляд Г. Эмерсона на производительность труда: "Истинная производительность всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях, напряжение, наоборот, дает довольно крупные результаты только лишь при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность — это вещи прямо противоположные. Работать напряженно — значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит прилагать к делу усилия минимальные". Или: "Неопределенность, неуверенность, отсутствие четко поставленных целей у исполнителей являются лишь отражением неопределенности, неуверенности, отсутствия отчетливо поставленных целей у самих руководителей. Таким образом, четкая постановка целей и доведение их до непосредственных исполнителей — первая предпосылка успешной работы". Как это актуально для современной системы российского образования!

Страницы: 1 2 3

Подробно о педагогике:

Интеллектуально пассивные школьники
Педагогическая практика и психологические исследования показывают, что в массовой школе имеется значительное количество учащихся, требующих специального подхода в процессе обучения. Среди них есть дети, которые по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций находятся в погран ...

Цели, содержание и технология обучения диалогической речи
Основной целью обучения говорению является развитие у учащихся способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных социально детерминированных ситуациях. Для реализации цели необходимо у учащихся развивать навыки диалогической речи, так как в программных требованиях записано, что учащие ...

Второй констатирующий эксперимент, оценка эффективности апробированной системы дидактических игр
Целью проведения 2 констатирующего эксперимента стало выявление изменений в степени сформированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета. На данном этапе использовались те же методы исследования, что и в ходе проведения 1 констатирующего эксперимента. По результатам проведения диагност ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru