Обеспечение преемственности связано не с усвоением содержания учебного материала, но и со способами обучения, с теми действиями, которые выполняются учащимися в ходе овладения ими учебным материалом. В методической литературе отмечается, что данная задача ещё не нашла должного решения.
Такое понимание преемственных связей позволяет решить вопрос о соотношении преемственности и пропедевтики. Вопрос о пропедевтики возникает тогда, когда обнаруживаются серьёзные трудности при формировании некоторого понятия или системы понятий. Правильно решить вопрос о пропедевтики можно лишь при полном учёте всех требований преемственности. Понимание преемственности поможет выделить существенные части темы и расположить их так, чтобы её прохождение представляло собой логическое развитие с надлежащим образом установленными связями между отдельными частями и этапами изучения.
С этой точки зрения преемственность в ныне действующих учебниках математики для начальной школы также реализуется недостаточно. Например, обучение решению арифметических задач, может в гораздо большей мере, чем в большинстве ныне действующих курсов готовить школьников к решению алгебраических задач. Как это можно сделать показано во второй главе.
Обобщая всё выше сказанное, можно дать следующее определение преемственности.
Преемственность в обучении — это установление необходимой связи и правильного соотношения между частями отдельного учебного предмета на разных ступенях его изучения.
Обучение математике в начальной школе реализует принцип преемственности, если оно подготавливает детей к изучению дальнейших тем внутри начальной школы и обеспечивает пропедевтику обучения в следующих классах.
Понятие преемственности характеризуется также требованиями к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приёмам объяснения нового учебного материала и ко всей последующей работе по его усвоению. Например, если организовать работу с определением умножения с учётом требований преемственности, то это позволит подготовить детей к конструированию и усвоению таблицы умножения, к усвоению определения деления, обеспечит формирование умения работать с любым определением как с эквиваленцией, обеспечит пропедевтику работы с многочленами, будет способствовать формированию умения аргументировано и доказательно излагать свои мысли. О том, как возможно организовать такую работу будет говориться во второй главе.
В методической литературе отмечается, что значительные трудности представляет осуществление преемственности между начальной и средней школой. Это чрезвычайно важный аспект понятия преемственности. Не учитывая его, нельзя придать обучению перспективный характер, при котором отдельные темы рассматриваются не изолированно друг от друга, а в той взаимосвязи, которая позволяет изучение каждой текущей темы строить не только с опорой на предыдущую, но и с ориентировкой на последующие темы. Обучение с соблюдением преемственности воспитывает действенность, активность знаний и умений, способность использовать их при решении новых практических и теоретических задач. Это является важным условием преодоления формализма знаний, который, по мнению многих исследователей, является одним из основных недостатков современного школьного обучения. Кроме того, обучение с соблюдением преемственности во многом способствует успешности обучения, развитию интереса как к конкретному учебному предмету, так и к процессу учения вообще.
Общий способ деятельности учителя при планировании урока математики в начальной школе.
Общий способ планирования урока можно представить в виде следующей последовательности вопросов:
Какие понятия, свойства, правила, вычислительные приёмы рассматриваются на данном уроке?
Что я сам знаю о них?
С какими из них дети знакомятся впервые? С какими уже знакомы? Когда они познакомились с ними?
Какова функция учебных заданий данного урока (обучающая, развивающая, контролирующая)? Какие ЗУНы и приёмы умственных действий формируются в процессе их выполнения?
Какова дидактическая цель данного урока?
Какие задания, предложенные в учебнике можно исключить из урока? какими заданиями можно его дополнить? Какие задания преобразовать?
Как можно организовать продуктивную, развивающую деятельность школьников, направленную на актуализацию ЗУНов, на восприятие нового материала, на его осознание и усвоение? Какие методические приёмы и формы организации деятельности учащихся можно для этого использовать?
Какие трудности могут возникнуть у детей при выполнении каждого задания, какие ошибки они могут допустить в процессе их выполнения; как организовать их деятельность по предупреждению и исправлению ошибок?
Ориентируясь на данные вопросы, можно научиться планировать содержательные, выстроенные в определённой логике уроки.
Исходя из содержания урока, можно не отвечать развёрнуто на некоторые вопросы. Можно также изменить их последовательность или объединить некоторые вопросы.
Подробно о педагогике:
Дискордантность самооценки педагога
Дискордантность (рассогласование) самооценки по операционально-деятельностному и личностному аспектам влияет на профессиональную адаптацию, профессиональную успешность и профессиональное развитие личности. Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, та ...
Методы, формы и средства изучения раздела
Успешной реализации задач курса способствует использование учителями разнообразных методов и форм обучения. Методы обучения. Методы обучения подразделяются на две взаимосвязанные группы: объяснительно-иллюстративные, предполагающие словесный характер передачи школьникам знаний (беседа, рассказ, объ ...
Теоретические и методологические основы аналитико-синтетического методаобучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыминарушениями речи
Тяжёлые нарушения речи, причины, классификация Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым за ...