Во всяком случае, здесь лежит камень, от которого начинаются два пути — либо в сторону действительного математического знания, либо в сторону его «словесно-знаковых» фикций, которые нередко возникают в практике обучения.
Проблема преемственности между различными ступенями образовательных учреждений является в настоящее время актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, полученных детьми на различных ступенях образования, и требованиями последующих ступеней образования значительны. Не учитывать этот факт в работе воспитателей и учителей сейчас просто невозможно. Особо необходимо говорить о преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Под преемственностью в обучении мы будем понимать связь между этапами в процессе обучения и развития. Связь, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.
Преемственность - понятие многогранное. Это и социальная адаптация ребенка в новых условиях, и необходимый уровень развития творческого воображения, и формирование определенных коммуникативных умений. Преемственность включает в себя как элемент подготовку ребенка к обучению в школе, то есть овладение им необходимым объемом знаний и умений.
Рассматривая подготовку ребенка к школе как элемент преемственности, мы выделяем три составляющих компонента: содержательный, методический и деятельностный (поведенческий). Содержательный компонент раскрывает структуру и принципы отбора содержания в дошкольных учреждениях и первом классе начальной школы.
Проведем краткий анализ содержания образовательных программ в дошкольных учреждениях - традиционной, по которой работают еще большинство дошкольных учреждений, и альтернативных и содержанием обучения в 1 классе начальной школы (см. табл. 1).
Таблица 1 Основные аспекты содержания обучения в дошкольных образовательных учреждениях и 1 классе начальной школы
Содержание |
Традиционная |
Альтернативная программа № 1 |
Альтернативная программа № 1 |
Альтернативная программа № 1 |
1 кл. нач. шк. |
Множество |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Число как количествен-ная характерис-тика |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Натуральный ряд чисел. Счет |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ Счет до 100 |
Геометрические понятия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Величины |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Число как мера величины |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Измерительная деятельность |
+ на основе условной мерки |
+ на основе условной мерки |
+ на основе условной мерки |
+ на основе условной мерки и ед. измерения |
+ на основе ед. измерения |
Арифметичес-кие действия: сложение, вычитание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ в концентре 100 |
Простые задачи |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориентировка в пространстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ориентировка во времени |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Подробно о педагогике:
Диагностика уровня успешной социализации младшего школьника
Цель нашей работы: выявить, какие стили семейного воспитание влияют на успешную социализацию младшего школьника. Для выяснения уровня социализации младших школьников в данном классе, мы провели тест учителя (классного руководителя). Учитель характеризовал всех учеников по 10 критериям (см. приложен ...
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников
Задачи и содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей зависят от возраста. С ростом и развитием ребенка педагогические приемы усложняются, появляются новые направления педагогических воздействий. При активной помощи специалистов растут опыт и педагогическая культура родителей ребенк ...
Психологические аспекты сущности креативности
Чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому, деятельность … должна организовываться таким образом, что бы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии. А. В. Хуторской Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способно ...