Семинары проводятся с целью формированйя у учащихся умений и навыков работы с учебной, справочной, научно-популярной литературой. К семинарам школьники по заданию преподавателя готовят краткие доклады и сообщения. Заслушивание их сопроврждается коллективным обсуждением и выставлением оценки.
Программой предусмотрены профконсультации учащихся в процессе занятий, однако практика показывает, что число их явно недостаточно. Поэтому консультации учащихся с целью оказания им помощи по формированию профессиональных планов могут быть проведены и во внеурочное время. Особенно важна внеурочная индивидуальная работа со школьииками IX класса, которые выбирают путь продолжения образования и профессиональной подготовки. В связи с тем, что эта работа ведется не только с учащимися, но и зачастую с их родителями, она требует составлeния четкого графика.
Отдельные темы курса изучаются на п рактических занятиях. В ходе таких занятий осуществляется, напрямер, ознакомление учащихся с профессиограммами, квалификационными характеристиками ведущих рабочих профессий. При этом особое внимание уделяется профессиям, которые являются типичными для производственного окружения школы.
Для повышения результативности занятий очень важно, чтобы производительный труд, которым занимаются школьники параллельно с изучением курса, был связан с будущим направлением их профессиональной деятельности. При этом даже организованные выезды учащихся на уборку сельскохозяйственных культур можно использовать для ознакомления их с техникой агропромышленного комплекса, агротехникой различных культур, технологическими процессами в животноводстве и т.д
Особенность данного курса заключается в том, что в процессе его изучения нужно не просто дать школьникам определенную совокупность знаний, а пробудить у подростков настоятельную потребность в активном профессиональном самоопределении.
Способности ребенка формируют посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Уровень развития способностей зависит:
1) от качества наличных знаний и умений (верные или неверные, твердые или не твердые и т. д.), от степени их объединения в единое целое;
2) от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности;
3) от болыпей или меныпей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.
Потенциальные способности - это возможности развития индивида, проявляющие себя всякий раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенции, то говорят об актуальных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от требований конкретного вида деятельности.
Объективные условия жизнедеятельности индивида иногда таковы, что далеко не каждый индивид может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой. Поэтому актуальные способности составляют только часть потенциальных.
Задатки - наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата - являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которое задатки входят как предпосылки, как исходный момент. Задатки многозначны, они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в различные способности.
Подробно о педагогике:
Факторы, влияющие на развитие памяти в младшем
школьном возрасте
Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен во времени, на помощь приходят специальные приемы быстрого запоминания. Они позволяют избежать занудной зубрежки. Таких приемов существует много. Различные приемы и способы эффективны для каждого по-разному. Самое гла ...
Единый государственный экзамен на современном этапе: достоинства и
недостатки
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это основная форма государственной (итоговой) аттестации выпускников школ Российской Федерации. Вузы и ссузы используют результаты ЕГЭ в качестве результатов вступительных испытаний. ЕГЭ проводится во всех субъектах Российской Федерации, а также в иностранных ...
Одаренность общая и специальная
Но споры велись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как "универсальная способность" (способность ко всему) или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности. Большая часть исследоват ...