При постановке проблемных вопросов должен быть выдержан четкий рабочий темп занятия. Познавательная деятельность учащихся включает в себя восприятие проблемы, анализ, выдвижение и доказательство гипотезы и обсуждение правильного решения вопроса с преподавателем.
Метод учебного диспута открывает широкие возможности для активного познавательного поиска на занятиях. В процессе диспута учащиеся осуществляют целенаправленный подбор фактов, самостоятельно делают обобщения. Проведение диспута требует дополнительной подготовки как учителя, так и школьников, но опыт показывает, что активность учащихся по самостоятельному приобретению знаний, их отбору, систематизации, а также отстаивание своей позиции способствуют лучшему усвоению материала.
Участвующие в диспуте могут использовать материалы центральной и местной периодической печати, факты из жизни базового предприятия. Преподаватель должен направлять выступления учащихся и возможные споры в русло темы, а в заключение делать выводы, формулировать ведущую идею, ради которой и.планировалась эта дискуссия.
К информационно-поисковым методам относятся и методы организации исследовательской деятельности учащихся. Они являются действенным средством формирования познавательной активности школьников. Организовать такую деятельность преподаватель может путем постановки познавательных заданий, вызывающих живой интерес учащихся. Эти задания должны быть так составлены учителем, чтобы учащиеся при выполнении их не только применяли ранее усвоенные. теоретические знания и практические умения, но и были заняты активным поиском новых. По результатам выполнения задания учитель может судить о качестве знаний школьников.
Например, на одном из занятий при изучении раздела «Профессиональная пригодность» класс разбивается на группы по признаку интереса к определенному типу профессий: человек - техника, человек - природа, человек-человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ. Каждая группа получает задания:
1.Назовите содержание, предмет, цель, средства, условиятруда интересующей вас профессий.
2. Составьте перечень профессий базового предприятия, относящихся к предпочитаемому вами типу профессий, буквенными символами укажите их принадлежность к определенному классу, отделу, группе.
3. Составьте формулы интересующей вас профессии. Обсудите правильность выполнения задания с товарищами.
После выполнения задания преподаватель может путем беседы или дискуссии подвести итоги работы каждой группы учащихся,обратив внимание на неточное или неправильное толкование (или понимание) материала. Оценивать знания учащихся при этом не рекомендуется, так как желание подростков получить хорошую оценку может помешать искреннему, правдивому ответу. Следует заметить, что оценка знаний учащихся при изучении раздела «Профессиональная пригодность» должна быть особенно корректной. Надо оценивать сформированность знаний, а не трактовку личного восприятия школьниками материала.
Для того, чтобы задания исследовательского характера вызывали не только размышления учащихся, но и заинтересовывали их, учитель может применить следующие приеиры: изложение различных точек зрения ученых на данный факт (или явление), сравнение житейских и научных представлений о нем, использование эффектов удивления, парадоксальности, занимательности и т. п.
Самостоятельно школьники могут изучить и подготовить сообщения на семинаре по темам: воздействие производства на окру-жающую среду, внедрение современной техники на предприятии, этапы и перспективы развития производства, изменение состава рабочих на заводе и т. д. Задача учителя - подсказать учащимся, где найти основные источники информации, на что нужно опираться при выполнении задания.
Предлагая задания исследовательского характера, учитель вовлекает школьников в самостоятельную деятельность, ставит перед необходимостью сравнивать, обобщать и анализировать явления и факты, т.е. самостоятельно добывать знания, а не механически запоминать информацию. Однако не следует ослаблять внимание и к репродуктивным методам. Это обусловлено необходимостью четкого усвоения учащимися технических, технологических и экономических понятий и закономерностей. Изучение такого рода вопросов требует постоянного сочетания репродуктивных и исследовательских методов.
Подробно о педагогике:
Эмоционально-волевая готовность
Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинает приобретать интеллектуальные чувс ...
Методы и приемы эстетического воспитания при ознакомлении с природой
В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребенка, направленной на достижение определенного воспитательно-образовательного результата: усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения ...
Соотношение наглядности и
моделирования в обучении
В связи с активным использованием моделирования в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о соотношении наглядности и моделирования в обучении. Обе проблемы тесно связаны между собой, поскольку и моделирование, и наглядность имеют общую цель - выделение главного, существенного в из ...