В результате педагогического эксперимента было выявлено, что изначально показатели умственного развития детей экспериментальной и контрольной групп имели примерно равный потенциал, равные возможности.
Средние значения показателей констатирующего эксперимента приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатель |
Контрольная группа Х± m |
Экспериментальная группа Х ± m |
|
Р |
Количество и счёт |
3,6 ± 0,2 |
3,5 ± 0,2 |
0,3 |
>0,05 |
Величина |
3,1±0,2 |
3,5 ± 0,3 |
1 |
>0,05 |
Ориентировка во времени |
3,6±0,3 |
3,5 ± 0,2 |
0,7 |
>0,05 |
Ориентировка в пространстве |
3,1 ±0,3 |
3,0 ± 0,2 |
0,25 |
>0,05 |
Разработанная система заданий и апробация этой системы предусматривала отбор упражнений в соответствии со следующими критериями:
- соответствие материала задачам исследования;
-включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
-доступность и эмоциональная привлекательность материала.
Развивающие упражнения использовались во всех формах работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста; утренней гимнастике; физкультурных занятиях; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
Игровая форма обучения повышала настроение детей, способствовала проведению игр в эмоциональном ритме, а самое главное - развитию элементарных математических способностей.
Важным условием самостоятельной игровой деятельности являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер, т.е. создание предметного оснащения для самостоятельных игр.
После проведения формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент.
Средние значения показателей контрольного эксперимента показаны в таблице 3.
Таблица 3
Показатель |
Экспериментальная группа Х± m |
Контрольная группа Х± m |
t |
Р |
Количество и счёт |
6,42 ± 0,2 |
3,9 ± 0,2 |
8,4 |
<0,05 |
Величина |
5,82 ± 0,2 |
4,3 ± 0,2 |
5,0 |
<0,05 |
Ориентировка во времени |
6,29 ± 0,2 |
4,4 ± 0,2 |
6,3 |
<0,05 |
Ориентировка в пространстве |
6,13±0,2 |
4,0 ± 0,2 |
7,1 |
<0,05 |
Таким образом, проделанная работа по формированию у детей математических умений и навыков дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у детей в исследуемых группах произошёл прирост в средних показателях математического развития. В экспериментальной группе произошёл прирост по разделам:
количество и счёт -28,2 %
величина-27,2 %
ориентировка во времени - 26,9 %
ориентировка в пространстве- 30,3 %
В контрольной группе соответственно: количество и счет- 4 %
величина-12 %
ориентировка во времени -9 %
ориентировка в пространстве- 10% (см. табл. 4, 5, 6).
График темпа прироста показателей по формированию элементарных математических представлений у детей контрольной и экспериментальной групп.
Подробно о педагогике:
Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в
зарубежной и отечественной педагогике
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все э ...
Виды контроля на уроках русского языка в начальной школе
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают предварительный, текущий, тематический, итоговый виды проверки. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными, письменными и комбинированными. Предварительный контроль Некоторые учителя осуществляют предварительн ...
Сущность и основные характеристики готовности к межкультурной коммуникации
Центральное место, в педагогическом процессе должно занять формирование способности к участию в межкультурной коммуникации. Эта проблема наиболее актуальна сегодня, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и в связи с этим остро встал вопрос о воспитании терпимости к чуж ...