График результатов исследований:
- Контрольная группа
- Экспериментальная групп
|
Улучшение показателей в экспериментальной группе обусловлено использованием предложенной мною системы развивающих упражнений. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень математических знаний у детей экспериментальной группы, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков.
Как известно, одной из основных образовательных задач, стоящих перед дошкольной школой является формирование у детей вычислительных навыков в процессе обучения арифметическим действиям с натуральными числами. Судя по нашим наблюдениям, беседам с учителями, данным, опубликованным в разные годы журналом и газетой «Начальная школа» дошкольная школа справляется с этой задачей довольно успешно. Неуспевающих среди дошкольников практически нет, а средний балл успеваемости достаточно высок. Между тем при переходе в 1 класс ситуация меняется. Успеваемость падает. Учителя жалуются на плохую подготовку выпускников дошкольной школы, на то, что дети за лето забывают многое из того, чему их научили раньше.
О неблагополучии с подготовкой выпускников дошкольной школы к дальнейшему обучению свидетельствует и то, что при изучении математики в 1-м классе существенная часть времени отводится на повторение того, что дети должны были усвоить в дошкольной школе. Между тем, беседы с учителями математики и личные наблюдения показывают, что времени на изучение материала в начальных классах не хватает.
Психологами убедительно доказано, что детям дошкольного возраста совершенно необходимо знать, чему новому они научились. У ребёнка должно быть ощущение продвижения вперёд. Идеально, когда он может каждый день сказать себе и окружающим, что нового он узнал. Хуже, когда это можно сделать лишь в конце недели. А в ныне действующую программу по математике для начальных классов «заложены» месяцы, в течение которых ребёнок не узнаёт ничего нового. Вот что говорит о пагубности низких темпов обучения Ш.А. Амонашвили: «Традиционная педагогика учит: не надо спешить . от простого к сложному, постепенно . Но медленный темп не соответствует психологии детского возраста. Ребёнок изначально подвижен. Медленный темп обучения приводит к замедлению умственного развития детей». Наличие характерных для дошкольной школы, а затем и 1-го класса, малых темпов продвижения в овладении новыми знаниями и длительных периодов, в течение которых дети вообще не имеют возможности сказать себе и другим, чему именно новому их научили, закладывают, по мнению исследователей, прочный фундамент устойчивого нежелания учиться, отсутствия интереса к учению, что, конечно же, не может не сказаться негативно в начальных классах. О вреде медленных темпов обучения говорится в работах Эрдниева П.М., Занкова Л.В., Давыдова В.В., Эльконина Д.Б., Истоминой Н.Б. Выход мы видим в том, чтобы более эффективно изучать действующий материал и за счёт этого включать в работу задачи повышенной трудности, направленные на подготовку к дальнейшему обучению.
|
В дипломе были рассмотрены изученные в методической литературе по математике вопросы комплексного подхода к характеристике понятия преемственности в обучении, отражающие взаимосвязь изучаемых школьниками понятий – натуральные числа.
Предложена методика выполнения отдельных разделов программного материала по математике в начальных классах. Даны рекомендации по выполнению практических заданий по сквозным разделам, отражающим материал натуральных чисел. Всё это разработано в русле методической концепции Н.Б. Истоминой, нацеленной на развитие учащихся, и в соответствии с основными направлениями осуществления преемственности при изучении чисел в дошкольной и начальной школе.
Подробно о педагогике:
Формы, методы и приемы
ознакомления детей с искусством
Прежде всего, у детей воспитывают интерес к произведениям искусства, вызывают внимание к ним. Так постепенно формируется способность эстетически воспринимать произведение. Развивая эстетическое восприятие у детей, педагог направляет их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму в ...
Зарубежные и отечественные психологи о проблеме детской одаренности
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято назыв ...
Познавательный интерес как основной мотив обучения младших школьников
Проблема формирования познавательного интереса-одна из самых актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно н ...