Технологии педагогов-новаторов работающих в системе "Развивающего обучения" на уроках

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Технологии педагогов-новаторов работающих в системе "Развивающего обучения" на уроках

Страница 1

В данном разделе рассмотрим такие вопросы как:

1) Групповые формы учебной деятельности;

2) Технологии педагогов-новаторов.

Крупнейшие психологи и педагоги нашей страны:, Леонтьев, Эльконин, Давыдов, Рахимов, Заиков, Реан – работали над данной проблемой.

Исходная форма коллективного творчества в учебной деятельности состоит в совместном выполнении группой учащихся распределенных между ними учебных действий. Организация совместной учебной деятельности (СУД) возможна только тогда, если дети овладели индивидуальными формами учебной деятельности (УД), т.е. где учащиеся овладели действиями целеполагания, планирования, реализации и рефлексии. Эти механизмы обеспечивают возможность общения учащихся по реализации УД.

В психологии установлено, что общение со сверстниками создает условия для развития творческого, самобытного в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих достижений. Как известно, подобная тяга к общению с товарищами, как основа для самостоятельности и самовыражения, особенно характерна для подросткового возраста. Именно благодаря этому общению школьник получает дополнительное ускорении в становлении его личностных качеств, открытие своего места в мире людей. Общаясь, сверстники укрепляют друг в друге чувство самостоятельности и независимости, тем самым способствуя саморазвитию.

В обычной школе дети сидят рядом, а учатся врозь. Выражается это в авторитарности или центризме обучения, который присущ традиционному иллюстративно-объяснительному методу и в настоящее время. Результатом такого обучения является непосредственный контакт "учитель-ученик". Однако, учитель не в состоянии взаимодействовать с каждым учеником в отдельности. Поэтому наиболее рациональным и педагогически оправданным является общение с группами совместно работающих учеников.

Задача школы – научить детей учиться вместе, т.е. совершать совместную учебную деятельность по формуле Л.С. Выготского "Научишься сам, когда поучишь другого". Для этого требуется сформировать из учебника субъекта деятельности, т.е. такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не только пассивным исполнителем.

Психологически исследования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др., показали, что этого можно достичь с помощью различных групповых форм организации работы детей на уроке. Согласно этим исследованиям совместная учебная деятельность строится в формах кооперирования работы учителя и особо организованных групп детей. Совместная деятельность направлена на практическое решение участниками групп поставленных перед ними задач с помощью усвоенных способов. Групповая работа школьников опирается на особое учебное действие: дети выясняют условия совместного выполнения задания, фиксируют в учебных тетрадях ход совместной работы, обсуждают полученные группой результаты, оценивают успехи каждого, утверждают самооценки членов группы.

Учитель организует на уроке совместные действия учащихся как внутри самой группы, так и между группами. Дети организуют взаимные обсуждения заданий и совместно решают, проверяют их и оценивают итоги.

Основой организации совместной работы учителя и групп учащихся является применение особых предметных, графических и знаковых схем и моделей, использование которых позволяет учащимся фиксировать ход совместной работы и ее результаты.

Что же дает учащимся совместная учебная работа? Школа готовит детей к самостоятельной трудовой деятельности, а ее основы должны закладываться именно в процессе учебного труда.

От характера готовности выпускников к жизни и труду будет зависеть выполнение ими социальной роли.

В качестве психологических средств осуществления совместной деятельности выделяются: а) коммуникация, обеспечивающая взаимопонимание между сотрудничающими детьми, планирование учебных действий и выбор необходимых способов достижения цели; б) рефлексия, устанавливающая осознанное отношение ученика к своим действиям и обеспечивающая преобразования этих действий в соответствии с потребностями совместной деятельности.

Организация СУД требует определения способов кооперации детей: а) учащиеся с самого начала учебного года могут совместно решать задачи; б) дети могут сначала усвоить индивидуальные формы УД, а затем через некоторое время переходят к совместно-групповой форме работы; в) в СУД один из четырех участников выбирается координатором групповой работы, а остальные являются исполнителями; г) учащиеся осваивают и отрабатывают способы совместной работы, выполняя при этом каждый свою роль.

При организации СУД учителю важно знание критериев сформированности кооперативной деятельности. Основным критерием степени слаженности группы является отношение к совместным действиям. Это отношение устанавливается:

Страницы: 1 2 3 4

Подробно о педагогике:

Функции и основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения
Новая профессия потребовала более детальной и четкой проработки функций и основных направлений деятельности специалиста социальной сферы. Однако в справочной и педагогической литературе нет пока четкой формулировки понятия «функции деятельности социального педагога». Но разработанным является понят ...

Исследование динамики развития умений письменной речи учащихся после использования системы упражнений в рамках коммуникативного метода
Целью данного этапа работы являлась проверка уровня развития умений письменной речи учащихся после проведения практической работы. Задача: создание эссе без непосредственной опоры на вербальные элементы на тему "My journey to…". При проведении контрольного среза учащимся двух групп было п ...

Анатомо-физиологическое развитие детей среднего дошкольного возраста
Физическое развитие в дошкольном возрасте зависят от влияния окружающей среды, неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и в воспитательных учреждениях, социальные бедствия и катастрофы приводят к нарушению нормального роста и развития детей. В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит ди ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru