Четвертый элемент первого этапа завершается общей самооценкой. На этом первый этап урока завершается, на что планируется до 10 минут времени. За это время учитель получил полную информацию о степени выполнения Д/з на 4-х уровнях. Узнали о качестве творческого развития детей. Все были оценены.
2) Операционально-исполнительный этап урока.
Это этап решения учебной задачи и формирования учебных действий. Здесь основная функция разработчика технологии урока заключается в профессиональном и умело расчленении УЗ на составляющие частные, элементарные, простейшие учебные задания, через решение которых идет динамический процесс восхождения от абстрактных компонентов к конкретному, системному, синтетическому понятию. Происходит поэтапное всестороннее раскрытие внутренней структуры изучаемого понятия. Учащиеся в практической деятельности постепенно пошагово усваивают все свойства, признаки, отношение объекта. Процесс решения учебной задачи сопровождается выделением учебных действий и формированием общего способа мышления, т.е. способа, необходимого для решения всех задач-проблем данного класса. Решение УЗ происходит также в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов (приемов) в знаковой, графической или другой символической форме. Выполнение каждого шага заканчивается самооценкой, утверждаемой в группе. Если они на уроке выполнили 10 заданий, следовательно у них будет по 10 промежуточных оценок, а затем итоговая оценка.
Самооценки ставятся с учетом следующих критериев:
- отметка "5" - если ученик в уме может проговорить усвоенный материал (рефлексивный, умственный уровень);
- отметка "4" - если ученик в уме в полном объеме и последовательно не может проговаривать, но соседу вслух может рассказать (вербальный уровень);
- отметка "3" - если может проговаривать соседу по группе, но только с использованием справочного материала (предметный уровень).
На практике такие психологические требования оправдались. Кроме того могут быть еще дидактические требования. Шаговая система решения УЗ обеспечивает:
- ровное усвоение всеми учениками изучаемого материала;
- осознанное выделение учебных действий и формирование общего способа;
- оперативное получение обратной связи о степени усвоения знаний.
Второй этап занимает 25 – 30 минут времени.
3) Рефлексивно-оценочный этап урока (вместо традиционного закрепления материала).
Здесь мы имели итоговую рефлексию и завершение урока общей самооценкой. Контрольно-оценочную функцию эта технология передает учащимся через организацию системы контроля и самооценки. Однако эти действия на уроке производятся не только как особый третий этап, дети контролируют и оценивают себя с учетом поэтапной рефлексии и мини-оценок, выставленных себе по результатам степени усвоения и решения УЗ, расчлененной на простые задания.
Уроки проходят не только в формах индивидуальной, но и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения.
Интересна, на мой взгляд, еще одна педагогическая технология Н.Е. Щурковой.
В 80-х годах, в стенах Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, а позже МГПУ имени В.И. Ленина, ее коллективом разрабатывался прикладной учебный курс для будущих педагогов (студентов пед. вузов). Новый курс выстраивается на новых методологических научных основаниях: избран культурологический взгляд на воспитание. Он позволяет определить воспитание как вхождение ребенка вместе с педагогом, в контекст современной культуры. О – освоение, у – усвоение и присвоение культуры – это слагаемые воспитательного процесса, а знание о мире, умение взаимодействовать с миром и отношение к миру как таковому – содержание воспитания. Овладение педагогической технологией не может быть осуществлено в рамках академических знаний. Поэтому рождение новой педагогической дисциплины ознаменовалось появлением педагогической студии (работы в группах) как адекватной для обучения профессиональному ремеслу формы. Методика организации педагогической студии отработана.
Три ключевых метода лежат в основании педагогической студии. Первый – иллюстративный, обеспечивающий педагогическое профессиональное предъявление того феномена, который изучается на студии. Второй – метод обыденной аналогии, позволяющий построить логический мост от житейских представлений к научным обобщениям, понятиям. Третий – упражнения, содействующие формированию необходимых умений для осуществления педагогического замысла.
Ключевой метод определяет и характер этапа студии: иллюстративный – порождает этюд; метод обыденной аналогии выводит на экспликацию, упражнения выстраивают этап занятий, посвящена психологическому настрою и интеллектуальной установке. Этот этап называется прологом. Его назначение в осмыслении значения и личностного смысла вопроса, а также в концентрировании всех ресурсов личности перед напряженной активной работой. При необходимости этот этап должен включить в себя снятие психологических и физических зажимов, обеспечение психологической рискованности всех участников занятий. Завершающая часть студийных занятий – рефлексия, обращающая студийцев мысленно ко всему ходу занятий, к своим ощущениям, переживаниям, новообразованиям, самочувствию. Рефлексия способствует осмыслению нового профессионального рубежа, планированию изменений в будущей педагогической деятельности. Педагогическая технология вбирает в себя некоторые элементы театральной, актерской техники.
Подробно о педагогике:
Структурная модель учебно-научно-инновационного социально ориентированного
университетского комплекса
ЮРГУЭС является многоуровневым учебно-научно-инновационным комплексом – единственным вузом сервисного профиля, легкой и текстильной промышленности на юге России (рис. 1). учебный инновационный социальный образование Рис. 1. Структурная модель учебно-научно-инновационного университетского комплекса ...
Особенности
использования проблемного обучения в начальной школе
В основе технологии проблемного обучения лежит метод проблемного изложения материала. Проблемный метод - это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отд ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта и
особенности усвоения ими математических знаний
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Исследования В.А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой как учебным предметом необхо ...