по характеру совместного выполнения работы в соответствии с предписанной схемой действий;
по используемым средствам фиксации совместного действия;
по характеру взаимоотношений участников совместной деятельности.
Как показали эксперименты, СУД ведет к более эффективному, творческому усвоению нового материала, а также успешному решению трудных проблем; групповое сотрудничество повышает индивидуальную продуктивность учащихся с низкими показателями интеллекта, что проявляется в повышенной активности этих детей при решении задач; учащие усваивают больше информации по сравнению с индивидуальной деятельностью, повышается групповое творчество при выполнении заданий; и наконец, рациональное чередование индивидуальной и групповой работы повышает эффективность совместного решения проблем. www.ektu.kz
Схеме групповой работы учащихся.
Это наиболее удачная форма расположения парт для групповой работы.
В 1984 г. впервые термин "технология" ввёл Д.Б. Эльконин. "Сегодня необходимо не просто совершенствовать содержание форм, методов, средств общения, а коренное изменение самой школьной технологии. Я хотела бы подчеркнуть: технологии, а не техники, т.е. внутреннюю организацию программного учебного материала, принципы и способы построения процесса усвоения этого материала".
Как видим автор теории развивающей учебной деятельности призвал не к замене слова а к разработке содержания и способов его усвоения путем коренного изменения ситуации. Что же такое педагогическая технология. Происходит слово от греческого "техие" - мастерство , "логос" - учение т.е. учение о мастерстве.
Педагогическая технология – это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов. Технология обучения предполагает подобную разработку всего сценария урока с точным выделением компонентов и логики в учебной деятельности ученика и руководящей деятельности учителя.
Рассмотрим структуру технологии творческого развития по А.З. Рахимову.
Четырехкомпонентная учебная деятельность по теории Эльконина – Давыдова служит методической основой к разработке психодидактических технологий уроков. Цель – создать педагогическое обеспечение по развитию творческих способностей детей; организовать научные поиски по выявлению эффективных условий раскрытия, развития и формирования творческого мышления у школьников. Урок состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности (УД).
1) Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи (УЗ) состоит из четырех элементов:
Проверка творческой домашней работы. Обычно дети получают домашнее задание из трех уровнях: а) уровень Госстандарта, т.е. знание программного материала и готовность воспроизвести его; этот уровень обязателен для всех учащихся; б) задание на творческое применение усвоенных способов знаний моделей – это полутворческий уровень; в) задание на чистое творчество на базе полученных знаний и способов в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Качество выполнения Д/з проверяется до урока руководителями групп, работы оцениваются, выделяются наиболее яркие творческие исполнения и в начале урока от каждой группы демонстрируются самые интересные творческие работы. Для выполнения обязательным является только задание первого уровня. Остальные два уровня являются добровольными и предлагаются для творческого развития, выполняются на основе внутренних мотивов. По решению класса особо выдающиеся творческие работы принимаются в специальную копилку. Затем они участвуют в конкурсе творческих работ по предметам, заносятся в "творческую книжку" (по методу И.П. Волкова).
2. Второй элемент первого этапа – выравнивание знаний учащихся. Идея развивающего обучения и творческого развития заключается в уверенности в том, что все нормальные дети способны усвоить программный учебный материал. Вопрос в том, как добиться одинаково хорошего усвоения материала всеми учащимися. На этом этапе ученики повторяют не просто прошлый урок, но активизируют все необходимые знания, которые нужны для дальнейшей познавательной деятельности. Здесь происходит выравнивание знаний учащихся, чтобы все они находились на одинаковой стартовой позиции. Тем самым гарантируется успешное движение всех учеников без отстающих. Чтобы добиться развивающего и выравнивающего эффекта на этом этапе урока, учитель заранее продумывает и говорит ключевые вопросы для организации групповой и индивидуальной работе.
3. После ориентации в необходимом материале учитель посредством цепочки проблемных вопросов учащихся проводит к формулировке учебной задачи к данному уроку и создает ориентиры и мотивы ее изучения. Это начинается с последнего вопроса, на что ученики не могут ответить и входят в затруднение, в проблемную ситуацию, как следствие продуманного педагогического приёма.
Подробно о педагогике:
Достижение образовательных результатов посредством использования технологий
деятельностного типа
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решат ...
Особенности психического развития
Возраст с (4-5 лет) - дошкольный, этот период овладения социальным пространством человеческих отношений, через общение с близкими, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, в этот период начинает бу ...
Условия формирования сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного
возраста
дидактический игра цвет дошкольник Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного пе ...