Создание социально-психологического климата в группе

Актуально о образовании » Исследования групповых форм работы на уроках истории » Создание социально-психологического климата в группе

Страница 4

Исходя из этих различий, иногда целесообразно создавать разнородные группы по половому признаку.

В некоторых случаях при формировании групп может оказаться существенным и учет разных способностей. Для выполнения задания по географии, истории, литературе, может пригодиться умение рисовать карту, чертить схему, иллюстрировать групповой отчет рисунками, выразительным чтением и т.д. Учащихся с такими способностями включает в группы не учитель. Он лишь сообщает классу требования к выполнению разных заданий и предлагает включить в группу такого ученика, который имеет соответствующие способности.

При формировании групп принимаются во внимание и взаимоотношения учащихся. Как уже отмечалось, совместная работа может сблизить учеников и улучшить их взаимоотношения. Целенаправленное влияние на отношения учащихся возможно лишь в том случае, если учитель знает эти отношения в данный момент. Быстрее и удобнее ориентироваться в этом вопросе при помощи социометрического теста. При формировании групп следует учитывать несколько критериев. Но нежелательно, чтобы распределял учеников по группам учитель. Нужно стремиться к тому, чтобы ученики решали сами, в каком составе они будут работать. Такие эксперименты проводились в школах Эстонии.

Анализ критериев формирования групп показывает, что состав групп по разным предметам должен быть различен. Следующая практическая проблема, возникающая перед учителем, - внутригрупповой распорядок работы. Вполне понятно, что слаженных действий членов группы зависит многое. Ясно и то, что сами ученики сразу не догадываются об оптимальных способах организации совместной работы. Многие учителя прибегают на первом этапе работы к назначению старост. После того как ученики привыкнут к выполнению упражнений в группе, можно работать без старосты. При усвоении нового материала в порядке дифференцированной групповой работы, группе целесообразно выбрать старосту. Ему поручается следующее: 1) распределять обязанности между членами группы; 2) руководить обсуждением и принятием решений, а также оформить отчет.

Организация внутригруппового общения зависит от величины группы. В связи с этим рассмотрим вопрос об оптимальной величине группы.

Эта проблема специально исследовалась в лабораторных условиях. Создавались группы для проведения дискуссий по определенному вопросу и проводились наблюдения за их действительностью и ее эффективностью при различном составе групп. Была установлена оптимальная величина такой группы 5 – 7 человек. В больших группах невозможно всем активно участвовать в обсуждении. По данным одного исследования, в 20-минутной дискуссии в восьмичленной группе говорившей больше всех смог что-то сказать 20 – 30 раз, говоривший меньше всех получил слово только 2 – 3 раза. В четырехчленной группе говоривший больше всех брал слово 25 – 30 раз, а говоривший меньше всех 15 – 20 раз. Некоторые мало выступавшие в восьмичленной группе оказались в четырехчленной группе среди более активных. Таким образом, маленькая группа предоставляет наиболее благоприятные условия для активности каждого человека. С точки зрения полученной новой информации и выдвижения идей маленькая группа оказывается менее эффективной. Так, на основе объединения двух показателей, оптимальной следует считать пяти – семичленную группу.

Конечно, условия деятельности на уроке несколько иные, чем в дискуссионных группах, но все же эти данные позволяют судить об оптимальных размерах группы. Исходя из реальных условий классных комнат целесообразны четырехчленные группы, которые занимаются за двумя сдвинутыми столами.

Мизансцена помогает успешности групповой работы, но она один из факторов улучшения климата в группе "mise en scene" - постановка на сцене. Педагогическая мизансцена – это расположение педагога и детей во время их совместной деятельности. Проанализируем несколько мизансцен, обозначенных условно – схематически: ∆ - фигура педагога; - O фигура ребенка.

При самом различном сюжетно-содержательном толковании данных схематических рисунков общее мнение будет едино в том, что мизансцена "А" говорит о том, что педагог в центре внимания и отношение к нему – как основному центру событий;

- мизансцена "В" сообщает, что ребенок стягивает на себя внимание, он интересен сейчас в группе, группа принимает его как ценностный объект;

- в мизансцене "С" явны некоторые противоречия, которые возникли между детьми, но они пока не тревожат педагога, он ушел на задний план, решение предоставлено детям. Педагогическая мизансцена строится по замыслу педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Подробно о педагогике:

Культура самостоятельной деятельности по развитию физических качеств, повышению физической подготовленности
Актуальность: культура самостоятельной деятельности включает в себя в качестве обязательного элемента умение быть самоорганизованным человеком. Это означает, что, учащиеся должны вырабатывать умение переводить стихийную активность в активность специально (культурно) организованную на основе определ ...

Понятие моделирования
Обсуждение этой темы целесообразно начать с базовых определений. Моделированием называют исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их аналогов (Советский Энциклопедический словарь). Соответственно эти аналоги называются моделями. Компьютерное моделир ...

Программы 30-х годов ХХ века: роль педагога в организации детской деятельности
В 30-е годы, в период завершения строительства социалистического общества в СССР, сложились благоприятные условия и для развития советской педагогической науки. Выросшие за это время научные кадры глубоко изучали практический опыт и развернули большую научно-исследовательскую работу во всех областя ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.educationtheory.ru